-
02.02.2023
Священномученик Климент Анкирский, память 5 февраля
Святой родился в 258 году в городе Анкире. Его мать была христианкой, а отец язычник
-
02.02.2023
Преподобный мученик Анастасий Персянин, память 4 февраля
4 февраля по церковному календарю вспоминают преподобного мученика Анастасия Персянина
-
02.02.2023
Преподобный Анастасий, сподвижник Максима Исповедника: память 3 февраля
3 февраля по гражданскому календарю и 21 января по церковному христиане чтут память святого исповедника Анастасия, монаха
-
02.02.2023
Память святой мученицы Агнии. Тезоименитство Агнии по церковному календарю
Свидетельство о ее подвиге было составлено свт. Амвросием Медиоланским и папой Дамасом и Пруденцием в конце IV - начале V века
-
25.01.2023
Память преподобномученика Сергия (Гуськова) – 27 января
О. Сергий служил в церкви в тяжелое время, когда в Российской империи был совершен вооруженный переворот в 1917 году
- архив новостей →
Значение кубка в Евхаристическом наборе несет глубокий евангельский смыл о Спасителе
26.04.2019
Кроме лжицы, звездицы, дискоса, копия, частью Евхаристического набора является потир. Потир (от др. гр. ποτήρ) – на русский язык переводится как «чаша или кубок».
Это совершенно особый сосуд, используемый в Литургии, который в контексте библейских событий получает глубокое осмысление в Церкви. Образы для такого осмысления взяты из Ветхого Завета и непосредственно связаны с Иисусом Христом. Они возводят мысли молящегося к временам, когда народ Божий шел по пустыне в Обетованную землю и получал от Бога ангельскую пищу - манну.
Эта манна впоследствии хранилась как святыня и свидетельство чуда Божьего в золотом сосуде в Святая Святых, в скинии, как об этом пишет святой апостол Павел (Евр. 9:4). Вся богослужебная практика Израиля являлась пророчеством о Христе и о том, что будет с Ним связано, в том числе и этот золотой сосуд с манной, небесным хлебом. Сам Спаситель, находясь в окружении иудеев, назвал Себя Самого хлебом, сошедшим с небес, указывая на то, что манна являлась прообразом Его вочеловечения: «истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес» (Иоан.6:32). «Я есмь хлеб жизни» (Иоан.6:35).
Золотой сосуд с манной указывал на тайну восприятия человеческого естества Сыном Божиим во чреве Богородицы. Этот священный предмет пророчески указывает также на чудо рождения без мужского семени, так как и манна не была пищей, принадлежавшей этому миру, но по милости Божьей дана Самим Богом. Золотой сосуд указывает на непорочность зачатия и на саму Богородицу, которая носила у себя под сердцем Того, Кто благоволил дать Себя, Хлеб истинный, в пищу людям.
Таким образом, потир, имея глубокое осмысление в библейском контексте, устремляет мысль верующего от земного к небесному, от суеты к Богу и от уныния к радости. Соединяя Своей Плотью и Кровью небесное с земным, Спаситель сказал: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Иоан.6:53).
Священный сосуд также указывает на величие произошедшей тайны Боговоплощения. Христос, будучи Сыном Божьим, воспринял и обожил человеческое естество, стал человеком. Соединившись с природой человеческой, Он открыл каждому человеку через веру и Причастие к Его святому Телу и Крови путь ко спасению. Принимая в себя на Причастии Святыню, верующий принимает в себе истинную манну, Самого Иисуса Христа.
Комментарии
Пока нет комментариев