-
02.02.2023
Священномученик Климент Анкирский, память 5 февраля
Святой родился в 258 году в городе Анкире. Его мать была христианкой, а отец язычник
-
02.02.2023
Преподобный мученик Анастасий Персянин, память 4 февраля
4 февраля по церковному календарю вспоминают преподобного мученика Анастасия Персянина
-
02.02.2023
Преподобный Анастасий, сподвижник Максима Исповедника: память 3 февраля
3 февраля по гражданскому календарю и 21 января по церковному христиане чтут память святого исповедника Анастасия, монаха
-
02.02.2023
Память святой мученицы Агнии. Тезоименитство Агнии по церковному календарю
Свидетельство о ее подвиге было составлено свт. Амвросием Медиоланским и папой Дамасом и Пруденцием в конце IV - начале V века
-
25.01.2023
Память преподобномученика Сергия (Гуськова) – 27 января
О. Сергий служил в церкви в тяжелое время, когда в Российской империи был совершен вооруженный переворот в 1917 году
- архив новостей →
Храмовые иконы в церковном иконостасе. Деисусный чин, часть 4
08.08.2019
Иконография Деисусного чина развивается, повторяя сцену Благовещенья. После фигуры Богородицы и Иоанна Предтечи изображаются архангелы Михаил и Гавриил. Архангелы - это начальники ангелов. Архангелу Гавриилу было поручено благовествовать Марии о бессемянном зачатии Спасителя.
В Деисусном чине он располагается напротив Богородицы за спиной Иоанна Предтечи. Такое положение словно повторяет сцену Благовещения, но уже с более сильным символическим содержанием, так как между ними расположена икона Спас в Силах. Образ уже не Младенца, но грядущего Судьи в славе и со тьмами ангелов.
Икона Архистратига Михаила в Деисусном чине расположена позади Богородицы напротив Иоанна Предтечи.
Иконография храмовых икон архангелов
Архангелы имеют особое одеяние, которые говорит об их достоинствах. Так, например, у каждого из них на голове есть диадема в виде простой ленточки, иногда она с камнем. В древние времена диадему носили императоры и жрецы, что указывало на облечение их властью в своем круге.
Архангелы также изображаются в одежде византийцев. Это гиматий - верхняя накидка и хитон – нижнее одеяние, рубашка. Особые цвета одежды также говорят об обличении архангелов особой властью. Также и жезлы, которые держат в руках архангелы Гавриил и Михаил, являются символом их власти. Такие жезлы в Византии при дворе носили не только императоры, но и придворные, имеющие особую власть. В иконографии это утвердилось и придало особый смысл в библейском контексте.
Особое внимание молящегося приковывает к себе шар в руках архангела. Этот шар, или держава, имеет значение власти императора над вселенной. На шарах в руках архангелов обычно изображают крест или пишут монограмму «ХС», что означает Христос. Эти символы говорят, что вся власть над вселенной принадлежит Христу, Агнцу. Архангелы же обличены властью Господом.
Итак, перед молящимися предстает удивительная картина. Иоанн Предтеча возвещает через список в руке об Агнце, Который берет на Себя грех мира, архангел Михаил благовествует Богородице о Спасителе и грядущем Судье, архангелы, облеченные властью, свидетельствуют о том, что держава над всей вселенной принадлежит Христу. Продолжение
Комментарии
Пока нет комментариев