Корзина пуста

Храмовые иконы в церковном иконостасе. Часть 5

26.07.2019

Дьяконские вратаВ предыдущих статьях мы обратили внимание на Царские врата и иконографию Спасителя и Богородицы. В этой статье речь пойдет об одностворчатых дверях, которые расположены по бокам иконостаса.


Эти двери имеют не только функциональное предназначение, но так же, как и весь интерьер храма, осмысливаются литургически.


Южные двери иконостаса – дьяконские


По традиции церковный иконостас закрывает Алтарь, который устанавливают на восточной стороне. Поэтому, если смотреть на него, то перед нами будет восток, а с правой стороны будет юг и южные двери, которые называют дьяконские. Через эти двери должны входить и выходить дьяконы. Они выносят через них людям Артос и Богоявленскую воду. Кроме того, они предназначены для того, чтобы дьяконы наблюдали за благочинием народа на Литургии. Так было принято в древности.


Северные двери иконостаса – пономарские


Их называют пономарскими не потому, что в них входят только одни пономари, в них также входят и выходят священнослужители. Но в этой части алтаря хранится уголь и другие принадлежности, необходимые для пономарского служения.


Эти двери вверяли под присмотр пономарям, как южные - дьяконам.


Иконография дьяконских и пономарских дверей


Сами одностворчатые двери представляют собой большие храмовые иконы. Обычно на них изображают архидиакона Стефана, который принял мученическую смерть во время гонения на церковь в Иерусалиме. Архидиакон Лаврентий пострадал в Риме в III веке.


Вместо архидиаконов могут также изображаться архангелы, обычно это Михаил и Гавриил или праведники Аарон и Моисей.


Значение северных дверей в евангельском контексте


Северные, или пономарские, двери принимают участие в литургическом действии, в его переживании, когда священнослужители совершают Малый Вход. Одно из его значений – это приход Спасителя к Иоанну креститься на Иордан. Спаситель вышел из Галилеи, а Иоанн крестил в Вифаваре. Галилея находится на севере Израиля по отношению к Вифавару, поэтому можно сказать, что Спаситель пришел с севера на юг.


Литургическое действие Малый Вход также совершается с севера на юг и затем священник входит в Царские врата, тем самым оно соответствует евангельскому сюжету.


Молящиеся, наблюдая за этим действием, вспоминают событие, связанное с крещением Господа и подготовкой Его к выходу на проповедь. Продолжение

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий. Не забудьте указать свой e-mail, и телефон для связи.