-
02.02.2023
Священномученик Климент Анкирский, память 5 февраля
Святой родился в 258 году в городе Анкире. Его мать была христианкой, а отец язычник
-
02.02.2023
Преподобный мученик Анастасий Персянин, память 4 февраля
4 февраля по церковному календарю вспоминают преподобного мученика Анастасия Персянина
-
02.02.2023
Преподобный Анастасий, сподвижник Максима Исповедника: память 3 февраля
3 февраля по гражданскому календарю и 21 января по церковному христиане чтут память святого исповедника Анастасия, монаха
-
02.02.2023
Память святой мученицы Агнии. Тезоименитство Агнии по церковному календарю
Свидетельство о ее подвиге было составлено свт. Амвросием Медиоланским и папой Дамасом и Пруденцием в конце IV - начале V века
-
25.01.2023
Память преподобномученика Сергия (Гуськова) – 27 января
О. Сергий служил в церкви в тяжелое время, когда в Российской империи был совершен вооруженный переворот в 1917 году
- архив новостей →
Храмовые иконы в церковном иконостасе. Часть 3
25.07.2019
В двух предыдущих статьях, посвященных церковному иконостасу, мы уделили внимание Царским вратам и изображению Спасителя; в этой статье пойдет речь о храмовой иконе Богородицы.
Образ Пречистой Девы размещают справа от Царских врат или слева от стоящего лицом к Алтарю. Обычно это икона, написанная по типу Одигитрия или Елеуса, редко Оранта.
Значение греческих названий Оранта, Елеуса и Одигитрия
Так как вера Христова пришла на Русь из Византии, то вместе с ней в обиход вошло употребление много греческих слов. Слово «оранта» переводится на наш родной язык как «путеводительница» - Богородица изображается на образе с Младенцем на одной руке, а второй указывает на Него, путеводя верующего ко Спасителю. Самые распространенные храмовые иконы этого типа – Казанская и Тихвинская.
Слово «оранта» переводится как «молящаяся», на этом образе Богородица стоит с воздетыми вверх двумя руками, усилено молясь, а Богомладенец изображается в области Ее груди. К этому типу относятся храмовые иконы Неупиваемая Чаша, Великая Панагия, Знамение, Курско-Коренная.
Елеуса – «Милостивая», или как принято называть русскими православными верующими, «Умиление». Самые известные храмовые иконы, относящиеся к этому типу, - Владимирская и Киккская. Ее иконагрфическая схема более динамична, она похожа на Одигитрию, но на ней Богомладенец может обхватывать Богородицу ручкой за шею и прижиматься щекой к Ее щеке.
Значение цвета одежд на храмовой иконе Богородицы
Традиционно Богородицу изображают в одежде двух цветов: в красном мафории - верхней накидке - и синей тунике - нижней одежде.
Эти цвета имеют догматическую основу. Церковь всегда верила, что Богородица до Рождества, в Рождестве и по Рождеству Дева. Красный цвет означает материнство Девы. Девство символизирует синий или голубой цвет.
Человек, отвергающий Приснодевство Богородицы, попадает под анафему Вселенского Собора. На некоторых образах синяя туника практически полностью прикрывается красным мафорием, видны только некоторые участки нижней одежды. Таким образом, чудо Божье словно спрятано от глаз неверующего, но не сокрыта от верующего.
Догмат о Приснодевстве восходит к пророчеству Исайи пророка, который жил за 8 веков до Рождества Спасителя и указал на знамение, по которому ожидающие Мессию должны были узнать его: «Се Дева во чреве зачнет». Не женщина, а именно дева. Чудо рождения Спасителя и чудо Приснодевства похоже на хождение Спасителя по водам, гладь которых не была нарушена, и на прохождение Его сквозь толпу народа, никого при этом не повредив. Продолжение
Комментарии
Пока нет комментариев