Корзина пуста

Загадки православной иконы Рождества Христова

25.08.2020

Купить иконуПравославная иконография полна символизмов, которые раскрывают верующему человеку основы христианской веры. Так, например, смотря на одну икону, например, на образ Рождества Христова, можно увидеть не только совершившееся событие, но также и пережить его вместе с участниками и напомнить себе христианской вероучение о Боге.


Центральная композиция большой храмовой иконы Рождество Господне


Конечно же, центром композиции являются Богомладенец и Богородица. Стоит обратить внимание на некоторые особенности изображения Богородицы и Спасителя.


Спаситель лежит в яслях, обвитый в ярко-белые пелены. на черном фоне пещеры. Для христианина символически это означает не просто рождение Младенца в темном хлеву, а явление Его мир, который погряз во грехе и нуждается в Мессии, Спасителе. Он явился, чтобы просветить этот мир истиной и указать на путь ко спасению.


Традиционно рядом с Богомладенцем изображаются вол и осел. Эти животные также имеют символическое значение, образно указывая на то, что церковь Христова будет состоять из иудейского народа и язычников. Христос является спасителем всего человечества, а не только одних иудеев.


Богородица изображается на большой храмовой иконе Рождества Христова отвернутой от Богомладенца. Это не может не броситься в глаза, потому что образ особо подчеркнут. Ее лицо обращено от Христа к миру, что говорит о Ее непрестанном молении и предстательстве перед Спасителем за людей. Этот образ также означает то, что Богоматерь со смирением принимает тот факт, что Спаситель принадлежит не Ей, но всему миру, за который Он пришел принять Крестные Страдания.


Святая Дева изображается на ложе, которое покрыто красной тканью. Красный цвет в традиции Византии указывает на царское достоинство. В иконографии он также указывает на то, что Богородица произошла от рода царского, от царя Давида. Этот факт указывает на исполнение пророчества о Мессии, который должен был родиться от рода царя Давида.


Изображение женщин у купальни на большой храмовой иконе Рождество Христово


Ниже изображения Богородицы в углу иконы обычно изображают двух женщин. Одна из них держит Богомладенца на руках, а другая наливает воду из кувшина в купальню. Этот образ восходит к протоевангелию Иакова, которое появилось примерно во II веке. Оно повествует о повитухе и женщине по имени Саломея.


Когда Богородица родила, при ней находилась повитуха, которая засвидетельствовала, выходя из пещеры, Саломее, что Дева, родив Сына, сохранила девство. Саломея не поверила сказанному и решила проверить, так ли это. Она протянула руку к Богородице и та тотчас начала неметь. Тогда женщина принесла покаяние, а явившийся ангел Божий сказал ей взять на руки Младенца, чтобы получить исцеление и радость спасения.


Саломея послушала ангела и взяла Богомладенца на руки, ее рука сразу получила исцеление.


На основании этой истории на большой храмовой иконе Рождества Христова изображаются две женщины: Саломея, держащая на руках Спасителя, и повитуха, наливающая воду в купальню.


Об этой истории знали также и древние христианский писатели, например, Климент Александрийский, живший в II – III вв., упоминает в книге «Строматы» о повитухе, бывшей при рождении Спасителя и засвидетельствовавшей о девстве Богородицы.


Изображение Иосифа на большой храмовой иконе Рождества Христова


Иосиф также занимает особое место в иконографии Рождества. Примерно после V века он изображается ниже Богородицы и перед ним появляется старик в козьей шкуре и обычно с палкой. Иосиф сидит с задумчивым видом, на его лице сомнения, что напоминает верующему человеку о его сомнениях, когда он увидел Богородицу беременной. Все его мысли словно материализуются в старика в козьей шкуре, который искушает его.


Церковное предание так толкует этот сюжет. Старик в козьей шкуре на большой храмовой иконе — это дьявол, который искушал Иосифа, говоря, что от Марии, как от сухой палки, не может ничего родиться, и в этот момент происходит чудо. Сухая палка расцветает и вместе с этим сомнения Иосифа в отношении чистоты Марии развеиваются. В Евангелии эти сомнения развеивает Ангел Господень, а история со стариком должна показать личные мучения и ощущения Иосифа, его борьбу с помыслами. А его радость, которая в данной ситуации была невозможной, уподобляется сухой палке, которая зацвела свежими листьями.


Изображение луча над пещерой на большой храмовой иконе Рождества


В верху иконы над рожденным Спасителем изображается полусфера, из которой выходит луч, образует сферу с изображением звезды и затем расходится в три луча.


Эти лучи указывает на догмат о Триединстве Бога. На одну природу и три Ипостаси, а также на участие Пресвятой Троицы в рождении Спасителя, что подтверждается словами Евангелия от Луки, где написано, что сила Всевышнего, Бога-Отца осенит Марию, о Боге-Духе Святом сказано, что Он найдет на Нее, о Боге-Сыне, что Он родиться от Нее (Лук.1:35).


Изображение на большой храмовой иконе волхвов и пастушков


По толкованию отцов церкви волхвы, пришедшие с Востока, могли знать о рождении Спасителя из древних писаний пророка Даниила, а также от пророчества Валаама.


Они проделали большой путь, подвергая себя опасности, чтобы поклониться родившемуся Спасителю, и стали одними из первых, кто засвидетельствовал книжникам и священникам иудейским о рождении Христа. На иконе их часто изображают разного возраста, что говорит о том, что Спасение открыто не только старцам, но также и молодым людям.


Волхвы приносят с собой дары: золото, ладан и смирну. Эти дары указывают на царское достоинство Спасителя, на Его священническое служение и на будущую смерть.


С другой стороны от волхвов изображаются пастушки, которые обычно играют на свирели. Так же, как и символические животные означают два народа, соединенных во Христе, так и волхвы и пастушки изображают народы языческий и иудейский, которые посвятили свои труды и таланты Христу.


Изображение ангелов на большой храмовой иконе


Над пещерой, где лежит в яслях Богомладенец, изображены ангелы, которые стоят в преклоненной позе, а их руки покрыты тканью. Этот жест также имеет особое символическое значение, которое взято в иконографию из Ввизантийской традиции.


Дело в том, что в присутствии царя придворные обязаны были прятать руки под ткань или в широкие рукава одежды. Так они должны были делать именно в присутствии царя. Спрятанные руки ангелов на большой храмовой иконе Рождества указывают на царское достоинство Христа, Он по плоти родился от Девы Марии и является потомком царя Давида. А мы также знаем, что Мессия должен родиться именно как потомок царя Давида.


Но поклонение ангелов и такое изображение их рук, покрытых тканью, указывает еще на то, что Христос является не просто Царем земным, но и небесным, потому что Ему поклоняются небожители. Святое Писание говорит о Спасителе, что он Царь царей и Господь господствующих, а также, что перед Ним преклонится всякое колено и всякий язык, то есть народ, признавая в Нем Царя.


Для христианина большая храмовая икона Рождества Христова является радостным сюжетом, потому что в ней он видит себя сомневающимся вместе с Иосифом и Саломеей и обретающим великую радость вместе пастушками и волхвами, а также становится свидетелем чудесных событий и участником Божьего Промысла, примыкая к тьмам ангелов и духам праведников.

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий. Не забудьте указать свой e-mail, и телефон для связи.