-
04.08.2023
Преподобный Макарий Желтоводский, новый Моисей Руси
Среди святых людей, которые жили на Руси, есть те, о предназначении которых можно было предвидеть с детства. Память этого святого церковь чтит 7 августа по гражданскому и 25 июля по церковному календарю
-
04.08.2023
Кристина или Христина – память святой мученицы
6 августа по гражданскому календарю и 24 июля по церковному Православная церковь чтит память святой мученицы Христины Тирской. -
27.07.2023
Святая мученица Иулия Карфагенская: память 29 июля по гражданскому календарю
29 июля по гражданскому и 16 июля по церковному календарю христиане чтут память мученицы Иулии
-
27.07.2023
Преподобномученик Ардалион: память 29 июля по гражданскому календарю
16 июля по церковному и 29 по гражданскому календарю православная церковь чтит память преподобномученика Ардалиона (Пономарева), в миру Александр
-
27.07.2023
Священномученик Петр Троицкий, память 15 июля по гражданскому календарю
28 июля по гражданскому календарю и 15 июля по церковному, православная церковь чтит память священномученика Петра Троицкого.
- архив новостей →
Воздвижение Креста Господнего - одно из важных событий в истории церкви – память 27 сентября
26.09.2019
27 сентября Православная церковь чтит память важного исторического события - Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В жизни христианина крест занимает особое место. Так, например, апостол Павел пишет, что если бы он и хотел чем-то хвалиться, то только крестом Господа:
«А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6:14).
А в послании к Коринфской церкви он пишет, что слово, проповедь о кресте Господа для погибающего мира является безумием, а для верующих спасением:
«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1Кор.1:18).
День Воздвижения считает вторым из двунадесятых праздников церкви. Он связан с историей нахождения того самого креста, на котором был распят Иисус Христос. Во время правления императора Константина Великого в империи наступил мир и благоприятное время для церкви. Были прекращены гонения, строились храмы и христиане получили возможность заниматься образованием и искусством.
Благочестивая мать императора Елена в 326 году отправилась с экспедицией в Иерусалим, чтобы искать христианские реликвии и заниматься обустройством храмов в главном городе мира.
Благодаря людям, которые хранили предание о месте распятия Христа и передавали из поколения в поколение информацию о том, где может находиться Крест, он был обнаружен. При раскопках было найдено три креста, поэтому возник вопрос, какой из них является тем, на котором распяли Спасителя.
Благочестивое предание рассказывает нам, что патриарх Макарий I предложил совершить молитву и возложить каждый крест на мертвого человека, которого проносили недалеко от места находки для погребения. И случилось так, что мертвый воскрес от прикосновения одного из крестов, который и стали почитать как Крест Господень, Животворящий.
На это торжественное событие собралось очень много людей, так много, что стоящие сзади не видели Святыню и происходящего. Тогда патриарх распорядился, чтобы Крест подняли, и он стал виден всему народу. Было всеобщее ликование и радость у христиан, для которых открывалась новая страница жизни в истории церкви.
Впоследствии крест был вывезен в Персию, но возвращен вновь императором Ираклием, затем появилась традиция отделять от креста частички и помещать их при монастырях и храмах. Некоторые люди скептически относились к такой традиции, а в XVI веке Жан Кальвин, известный реформатор даже, высмеивал ее, говоря, что из частичек креста, можно было бы построить грузовой корабль. Но в конце XIX века француз Шарль Роо де Флери в своем сочинении «Память об орудиях страстей Христовых» опровергает слова реформатора и указывает, что все фрагменты, которые документально зафиксированы, в общем составляют не более третьей части от самого Креста.
Крест для христианина имеет самое важное значение в жизни, потому что на нем был распят Христос. Именно на кресте было совершено спасение и освобождение человека от проклятия Закона Моисея. Почитание и любовь ко кресту связанна с Самим Сыном Божьим и Его жертвой.
В отношении креста Господнего используется слово «Животворящий». Оно отделяет его от любых других крестов, на которых были распяты те же разбойники по правую и левую сторону Спасителя. Слово «Животворящий» также используется в качестве сравнения с древом познания добра и зла, от которого вкусили Адам и Ева и обрели смерть. Через плоды одного древа человечество познало смерть и тление, а от другого древа - креста, на котором принял смерть Сам Спаситель - человечество вкусило Жизнь Вечную и нетление.
Праздник воздвижения Креста Господня отображен также в церковной иконографии. На большой храмовой иконе мы видим патриарха Макария I, который воздвиг крест Господень для того, чтобы его могли видеть люди. По обеим сторонам императора Константина и его мать Елену, которые простирают руки к кресту в молитве и прошении. На некоторых иконах патриарх изображается с поднятой вверх рукой, его пальцы при этом согнуты под большой, кроме указательного, который поднят вверх: этим жестом молящийся призывается к покаянию и к глубокому размышлению о кресте, на котором был распят Спаситель.
В одном из своих писем апостол Павел пишет верующим из Филиппийской церкви, что многие люди, ведя жизнь не достойную христианского благочестия, поступают как враги креста Господнего:
«Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова» (Фил.3:18). Блаженный Феофилакт Болгарский, комментируя этот текст говорит: «Если бы они любили крест, то любили бы жизнь крестоносную, то есть горькую».
Невозможно любить Спасителя и жизнь христианскую и не любить креста, на котором был распят Сын Божий.
Комментарии
Пока нет комментариев