-
04.08.2023
Преподобный Макарий Желтоводский, новый Моисей Руси
Среди святых людей, которые жили на Руси, есть те, о предназначении которых можно было предвидеть с детства. Память этого святого церковь чтит 7 августа по гражданскому и 25 июля по церковному календарю
-
04.08.2023
Кристина или Христина – память святой мученицы
6 августа по гражданскому календарю и 24 июля по церковному Православная церковь чтит память святой мученицы Христины Тирской. -
27.07.2023
Святая мученица Иулия Карфагенская: память 29 июля по гражданскому календарю
29 июля по гражданскому и 16 июля по церковному календарю христиане чтут память мученицы Иулии
-
27.07.2023
Преподобномученик Ардалион: память 29 июля по гражданскому календарю
16 июля по церковному и 29 по гражданскому календарю православная церковь чтит память преподобномученика Ардалиона (Пономарева), в миру Александр
-
27.07.2023
Священномученик Петр Троицкий, память 15 июля по гражданскому календарю
28 июля по гражданскому календарю и 15 июля по церковному, православная церковь чтит память священномученика Петра Троицкого.
- архив новостей →
Успенский пост - древность традиции, что можно, а что нельзя, праздник Успение, христианская надежда
14.08.2020
С 14 по 27 августа православные христиане проходят очередной многодневный пост. Всего их 4: Рождественский, который предваряет Рождество Иисуса Христа, Великий – пред Пасхой, Апостольский перед праздником апостолов Петра и Павла и Успенский, который заканчивается праздником Успение Богородицы.
Чем пост не является?
Прежде чем понять, как правильно провести пост, нужно узнать то, чем он не является. В обычном понимании для человека, глубоко не вникавшего в традиции церкви, пост - это нечто похожее на диету, и внешне это действительно так выглядит, когда люди отказываются на некоторое время от употребления мяса, яиц, молочных продуктов.
Но в диетологии такой отказ от мясомолочных продуктов на некоторое время с резким переходом на овощи считается неразумным и никакого отношения не имеет к системам, которые помогают человеку избавиться от лишнего веса. Во время поста многие даже набирают его, потому что в рационе появляется много мучного.
Более того, в пост верующие ограничивают себя не только в питании, но и в развлечениях. Можно сказать, что с наступлением такого длительного периода воздержания христианин приступает к особым духовным упражнениям. Как атлет, который готовится к соревнованиям, старается во многом себя ограничивать, так и верующий человек перед особыми праздниками старается укрепить себя духовно и пройти этот этап, испытав себя.
Но является ли пост только лишь ограничением себя в еде и развлечениях? Конечно, нет, иначе это не пост.
Что должно сопутствовать проведению поста?
Будет несправедливо говорить о посте в рамках «нельзя», апостол Павел пишет такие слова: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6:12). В этот период христианин учится избавляться от вредных для него привычек и старается укрепить в себе привычку к добродетели. Прежде всего, это помощь ближнему, подаяние милости, забота о тех, кто нуждается в помощи.
По умолчанию - усиленная молитва, чтение духовной литературы или просмотр такого же медиа-контента. Полезная духовная информация будет формировать мировоззрение и укреплять духовный мир верующего, побуждая его к добрым делам.
Древняя практика проведения поста
Обличая иудеев в неправильном посте, Бог через ветхозаветного пророка Исайю говорит, какой вид поста Ему приятен, его описание можно найти в 58-й главе книги пророка.
Прежде всего, иудеи подвергаются укорению за то, что, исполняя религиозные обряды, молясь Богу, воздерживаясь от пищи, они не оставляли злых дел и угнетали неимущих, а также не прощали должникам их долги. И Бог, через пророка призывая их к покаянию, говорит им, чтобы они осуществляли его на деле: помогали нуждающимся, прощали должникам - и тогда их молитвы и труды будут услышаны Богом. Пророк также обличает иудеев в том, что они оставляли службу и занимались своими обычными делами, заботясь о материальном благополучии. Таким образом, они лишали сами себя Божьего благословения во всех делах.
Так, например, исполнение заповеди о субботе они называли тяжким бременем.
Успенский пост восходит к древней практике церкви
Упоминание о традиции исполнять Успенский пост мы находим у папы Льва Великого, который жил в V веке. В его перечислении многодневных постов на каждый период года есть также упоминание об Успенском как об осеннем. Несмотря на древнюю практику, официально церковью он был установлен только в 1166 году на соборе в Константинополе.
Известный канонист Васальмон пишет, что проблем с признанием самого поста не было, а только с его днями. Так как не было писаной традиции, поэтому приняли неписанное церковное предание.
Св. Симеон Солунский, упоминая об Успенском посте, говорит, что он учрежден в честь Божьей Матери.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы
Длительный пост завершается праздником Успение Божьей Матери. Слово «Успение» является переводом греческого κοίμησις, что на русском языке означает «сонное состояние». Церковь учит, что при втором пришествии Христа души усопших соединятся со своими преображенными телами и будут восхищены к Богу подобно тому, как вознесся после воскресения Сам Иисус Христос.
Праздник Успение является последним по очереди из двунадесятых, главных праздников церковного круга. Икона этого праздника помещается в особом ряду церковного иконостаса, замыкая собой ряд двунадесятого чина.
Большая икона Успения Пресвятой Богородицы
Образ Богородицы, именуемый Успение, разделяется на 2 части. Первая – нижняя, где Божья Матерь изображена на одре, застланном красной тканью, чтобы подчеркнуть Ее царское величие. А в верхней части мы видим Христа, который держит Ее в образе младенца на своих руках.
Так, Дева Мария, уснув для этого мира, рождается в Царстве Божьем. Та, Которая приняла Христа в земном мире в Свое чрево, теперь принята Им в мире горнем. Для христианина этот образ и история Успения является надеждой на то, что по прошествии земной жизни он будет принят Богом в Небесном Царстве.
Хорошо отражают эту надежду слова апостола Павла, которые читаются на панихиде из послания (1Фесс.4), где он напоминает верующим о надежде на воскресение из мертвых и утешает их, призывая не скорбеть, а быть твердыми в этой надежде.
Комментарии
Пока нет комментариев