Корзина пуста

Толгская Икона Богоматери – память 21 августа

21.08.2020

Купить икону21 августа православная церковь чтит память иконы Божьей Матери, именуемой Толгская. С явлением этого образа связана удивительная история, которая произошла со святителем Ростовским Прохором.


Прохор взошел на епископскую кафедру в 1311 году и стал епископом Ростовским и Ярославским. Был рукоположен митрополитом Киевским и всея Руси Петром. Церковная история оставила добрую память о святителе, почитая его добрую жизнь и кротких нрав. Так, например, ему удалось спасти Ростов от нашествия татарского князя Ахмыли. Произошло это благодаря чуду, которое совершилось по молитвам святителя. У татарского князя был болен сын и епископ Прохор, осенив его крестным знамением, дал ему выпить святой воды. После этого отрок получил полное исцеление.


Святой Прохор также принимал деятельное участие в государственных делах в качестве миротворца, так, он ездил в Тверь с целью примирения русских князей с князем Московским Юрием.


Этот добродетельный муж, епископ Ростовский и Ярославский, был удостоен великой почести явления иконы Богородицы, которая именуется Толгская. Произошло чудо в то время, когда епископ объезжал епархию, чтобы увидеть ее состояние и ободрить народ. Побывав в землях Белозерска, он отправился по речке Шексне, а затем Волге к Ярославлю. Не доходя до Ярославля 7 верст, напротив устья реки Толга в Волгу святитель сделал остановку для отдыха.


Ночью он проснулся и увидел яркий свет на другом берегу реки Волги. Святой Прохор встал, взял свой посох и перешел на другой берег к месту, где видел яркий свет. В этом месте он увидел чудо: икона Богородицы явилась ему на воздухе. Чрезвычайно пораженный этим видением, он долго молился и, возвращаясь обратно, забыл свой посох.


Наутро после совершения молитвы святитель обнаружил отсутствие своего жезла, его начали искать, но безуспешно, тогда он вспомнил, что забыл его на том берегу реки. Последующие события не дали усомниться окружающим в чуде, которое произошло на другом берегу со святителем. Несколько человек отправились в лодке к устью реки Толга и обнаружили там в деревьях икону Богородицы, а рядом с ней жезл епископа.


Тотчас после такого известия святитель и все, кто с ним был, отправились на другой берег реки, там они совершили горячую молитву перед образом Пресвятой Богородицы и расчистили лес для постройки храма. Это известие о чудном явлении Богородицы дошло быстро до жителей Ярославля, которые проявили особое усердие в строительстве церкви. На это место прибыло немало людей, они возвели церковь уже к полудню, а к вечеру святой Прохор ее освятил в честь праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы.


При епископе Прохоре при храме был основан Толгский монастырь. В 1328 году святитель скончался.


Обитель продолжала жить своей жизнью и в 1392 году икона Богородицы замироточила, многие верующие, которые помазывались миром от иконы Богородицы, получали исцеления.


В начале XV века в монастыре произошел пожар, после которого ничего не уцелело из церковной утвари, кроме чудотворной иконы, которую обнаружили в лесу. Икона была невредима и от нее исходил чудесный свет. Это чудо вдохновило многих людей на отстройку монастыря и вселило в них надежду. В середине XVI века монастырь посетил Иван Грозный, который совершал паломничество в Кирилло-Белозерский монастырь. В то время он был болен ногами и его носили на кресле. После слезной молитвы перед чудотворным образом Богородицы царь встал с кресла и пошел своими ногами. После этого чуда царь возблагодарил Бога и одарил монастырь большой милостынею.


В смутное время первой половины XVII века монастырь был разорен, но икона Божьей Матери чудом сохранилась и, когда в Ярославле был созван народ для создания ополчения, она была туда перенесена. Из-за большого стечения народа в городе началось моровое поветрие и люди гибли, но молебны, совершавшиеся перед чудотворной иконой, остановили эпидемию. В Ярославле не раз еще случались эпидемии и всякий раз жители города просили совершать крестные ходы и молебны с иконой Богородицы.


В начале XIX века, когда монастырь находился в своем расцвете, при нем были обустроены училище и семинария. Обитель посещали члены царской семьи, а в 1862 в нем был святитель Игнатий Брянчанинов.


В 1917 году власть в Российской Империи сменилась, к ней пришли люди, которые не были лояльны к православной церкви. Церковное имущество насильно изымалось, священнослужителей, активных прихожан и монашествующих обвиняли в государственной измене и по другим статьям и отправляли в исправительные лагеря или лишали жизни. В этот период был закрыт и Толгский монастырь в 1928 году.


Спустя почти 60 лет, монастырь стали восстанавливать и приводить в порядок. В 1988 году произошло очень важное для обители событие, это перенесение мощей святителя Игнатия Брянчанинова. Этот великий русский святой православной церкви оставил после себя огромное наследие душеполезной литературы, которая актуальна во все времена для верующего человека. В этом году Толгский монастырь стал первой женской обителью за много десятилетий на территории РСФСР.


На сегодняшний день на территории монастыря действуют следующие храмы:


  • собор, построенный в память праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы, собор летний;
  • храм в честь праздника Воздвижение Креста Господня, зимний;
  • церковь в память праздника великомученицы Варвары;
  • храм иконы Спас Нерукотворный;
  • церковь святителя Николая Мир Ликийских.


На протяжении всех лет жизни монастыря Богородица хранила эту обитель. Сегодня, как и много лет назад, верующие люди приходят к образу Толгской Богоматери, чтобы помолиться и попросить у Нее помощи в своих нуждах и различных трудных обстоятельствах.


Икона Божьей Матери написана по типу Елеуса, что переводится на русский язык с греческого как милостивая. Это особый тип иконы, он похож на Владимирскую Божью Матерь. Очевидное сходство показывают детали – это склонение главы Богородицы над Богомладенцем и прикосновение их щеками друг ко другу.


Важно также обратить внимание на особую символику, которая запечатлена в одеянии Спасителя и Богородицы. Спаситель одет в одежду красного и синего цвета, что раскрывает догматику церкви о Его Человеческой и Божественной природе. О Его двух естествах в одной ипостаси, которые пребывают в Нем нераздельно и неслитно. Одежда Богородицы также состоит из двух цветов, это синий и красный, но в иконографии Пресвятой Девы эти цвета знаменуют собой Ее девство и материнство. Они говорят о чуде девы, Которая стала Матерью и осталась Девой, то есть о догмате церкви о Приснодевстве Богородицы.


Для молитвы перед иконой Богородицы Толгская были написаны канон и акафист, в которых вспоминается историческое событие и прославляется Богородица.

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий. Не забудьте указать свой e-mail, и телефон для связи.