-
04.08.2023
Преподобный Макарий Желтоводский, новый Моисей Руси
Среди святых людей, которые жили на Руси, есть те, о предназначении которых можно было предвидеть с детства. Память этого святого церковь чтит 7 августа по гражданскому и 25 июля по церковному календарю
-
04.08.2023
Кристина или Христина – память святой мученицы
6 августа по гражданскому календарю и 24 июля по церковному Православная церковь чтит память святой мученицы Христины Тирской. -
27.07.2023
Святая мученица Иулия Карфагенская: память 29 июля по гражданскому календарю
29 июля по гражданскому и 16 июля по церковному календарю христиане чтут память мученицы Иулии
-
27.07.2023
Преподобномученик Ардалион: память 29 июля по гражданскому календарю
16 июля по церковному и 29 по гражданскому календарю православная церковь чтит память преподобномученика Ардалиона (Пономарева), в миру Александр
-
27.07.2023
Священномученик Петр Троицкий, память 15 июля по гражданскому календарю
28 июля по гражданскому календарю и 15 июля по церковному, православная церковь чтит память священномученика Петра Троицкого.
- архив новостей →
Святой евангелист и апостол Матфей, автор Евангелия – память 29 ноября
28.11.2019
29 ноября по гражданскому и 16 по церковному календарю Православная церковь чтит память апостола Матфея. Апостол Матфей – один из 12 призванных Спасителем на служение, до апостольства он был мытарем.
На большой храмовой иконе апостол изображен с Евангелием, так как он является одним из его авторов. Рядом с ним также изображают ангела или существо с человеческим лицом, с которым отождествляется один из четырех евангелистов.
Апостол и Евангелист Матфей также запечатлен в церковном иконостасе и архитектуре. Так, например, на царских вратах (двустворчатые двери, через которые священник входит и выходит из алтаря) изображают четырех евангелистов, среди которых и Матфея. В архитектуре образ Матфея и еще трех евангелистов изображают на церковных парусах, так называется архитектурный элемент, который соединяет стены храма с его куполом.
Изображение евангелистов на парусах и на иконостасе неслучайно и связано с церковной традицией. На иконостасе евангелисты или существа, которые являются их образами, обращены к разным сторонам света, что символизирует проповеди Евангелия до краев земли и соответствует словам Спасителя, которые обращены к Его ученикам: будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. (Деян.1:8).
Изображение евангелистов на парусах говорит о соединении небесного и земного посредством Евангелия (доброй вести).
До того, как стать апостолом, Матфей был мытарем (сборщик налогов) и служил Риму. Израиль в то время был под властью Римской империи, в еврейском народе было много людей, которые хотели свергнуть владычество Рима над собой и восстановить былую славу Израиля. Они организовывали радикальные группы и время от времени совершали убийства предателей или римских чиновников. Но были и другие, которые видели свое сосуществование в империи мирным, а некоторые, как Матфей, даже работали на завоевателей.
Призвание к ученичеству Матфея было очень простым: проходя мимо сбора пошлин, где сидел Матфей, Спаситель сказал ему: следуй за Мною (Лук.5:27). И Матфей, или Левий (еще одно его имя), последовал за Христом. В своем доме он устроил большое угощение и пригласил многих своих друзей мытарей, которые разделили трапезу со Спасителем и Его учениками. Для фарисеев, которые считали себя праведными, а мытарей грешниками, было удивительно, что Христос ест и пьет с мытарями и грешниками. Они недоумевали и роптали, видя ситуацию. Спаситель на это ответил им, что не здоровые имеют нужду во враче, а больные, что Он пришел спасти не праведников, а грешников.
В соответствии с церковным преданием, апостол Матфей ради исполнения поручения Спасителя положил свою жизнь. Перед тем, как ему уйти на проповедь в другие страны из Иудеи, его попросили написать Евангелие - так появилось Евангелие от Матфея, которое по своему стилю и множеству цитат, подтверждающих то, что Иисус есть Христос, доказывает, что прежде всего было написано для иудеев.
Последнее место, где апостол проповедовал Евангелие, была Эфиопия, город Мирмены. В этой местности жило дикое языческое племя людоедов. Через благовестие апостола и благодатью Божьей из этих людей была основана церковь, но правитель воспротивился истинной вере и приказал сжечь апостола и евангелиста. Матфея облили смолой и обложили хворостом, после чего подожгли; сам правитель, видя, что телу апостола не причиняется вреда, испугался и попытался достать его, но было уже поздно. Многие люди, видя, что тело апостола после казни осталось неповрежденным, уверовали во Христа, а правитель крестился с принятием имени Матфей.
Так с апостолом Матфеем исполнилось слово Его учителя, Сына Божьего: Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. (Иоан.12:24).
Комментарии
Пока нет комментариев