Корзина пуста

Святитель Иоанн Златоуст – память 26 ноября

26.11.2019

ЗлатоустОдним из самых влиятельных и плодотворных святителей в истории церкви без сомнения можно назвать Иоанна Златоуста. Его память церковь чтит 26 ноября по гражданскому календарю и 13 - по церковному.


Иоанн Златоуст родился в богатой семье, его отец умер рано, а мать Анфуса приняла решение больше не выходить замуж, а посвятить себя воспитанию сына. Она постаралась, чтобы Иоанн получил лучшее образование, и действительно юноша был настолько успешен, что его учитель хотел сделать его наследником своей школы. Святитель выбрал другой путь, путь христианской веры и строгого аскетизма. Он познакомился с Антиохийским епископом Мелетием, который стал его духовным наставником; когда епископа отправили в тюрьму, Иоанн удалился в пустыню и прожил там довольно много времени, пребывая в молитвах и постах. Его пребывание в пустыне негативно сказалось на здоровье, всю свою жизнь он будет мучиться от острого гастрита и питаться рисовой кашей и небольшим количеством лепешек, чем вызовет нехорошие слухи у недоброжелателей.


После возвращения из ссылки епископ Мелетий вызвал Иоанна из пустыни и, по мнению историков, спас его от смерти, потому что здоровье великого в будущем проповедника и экзегета сильно пошатнулось.


В 381 году, когда Иоанну было приблизительно 34 года, святитель Мелетий посвятил Иоанна Златоуста в дьяконы, а через 5 лет его рукоположили в пресвитера. Святитель Иоанн стал ярким проповедником Слова Божьего в Антиохии. Его проповеди проникали до самых глубин сердца людей, а его образ жизни был примером для многих. Иоанн ежедневно заботился о нищих, так, например, каждый день от церкви получали помощь около 3000 дев и вдовиц, не считая тех несчастных, которые были заключены в тюрьмы.


Популярность Иоанна Златоуста росла и слава о его красноречии дошла до столицы империи. В то время умер патриарх Нектарий и император искал нового патриарха, который стал бы украшением Константинополя. Выбор пал на Иоанна Златоуста, но никто и представить не мог, что этот драгоценный камень Божий станет проблемой для нечестной элиты Константинополя. Во время пребывания на посту патриарха Нектария многие священнослужители вели неподобающий образ жизни, было бы мягко сказано сказать, что они распустились. Приемы при дворе патриарха были настолько пышными, что не уступали царским.


Когда Иоанна Златоуста возвели на патриарший престол, он принялся за реформу столичной церкви. Святитель запретил тем целибатникам содержать у себя в домах сомнительных сестер. Средства, которые выделялись на патриарха, он использовал для строительства больниц и домов-гостиниц для паломников. Он запретил монахам свободно передвигаться без дела по городу. В обличительных словах не был дипломатом. Жил он очень скромно, из-за болезни желудка питался в основном рисовой кашей и лепешками. Он не ходил по пышным приемам и сам их не устраивал, чем настроил против себя константинопольскую элиту.


Иоанн Златоуст любил длинные службы и длинные крестные ходы, что также не нравилось разбалованному духовенству. Святитель настаивал в своих проповедях, обращая их к богатым, чтобы они были добры к бедным и жертвенными. Так, например, обличая и высмеивая жадность, он указывал, что, строя себе по счету десятый дом, его владелец боится, что ему не хватит золота для уборной.


Святитель Иоанн не смотрел на лица и не боялся резко обличать высокопоставленных вельмож, даже императорского достоинства. Так, когда Евдоксия, жена императора, хотела отнять имущество у вдовы опального вельможи, Иоанн Златоуст вступился за нее.


Среди простого народа Иоанн Златоуст пользовался невероятной популярность, его очень любили, люди были готовы встать на его защиту. Когда царица уговорила мужа изгнать святителя из Константинополя, разразилось землетрясение, которое было воспринято как наказание Господне из-за удаления праведника. Евдокисия потребовала вернуться патриарху в Константинополь, а он требовал, чтобы решение о его возвращении было принято на соборе. Но Иоанн все-таки вернулся, так как огромное количество людей, которые поддерживали Иоанна, настояли на его возвращении без соборного решения.


Эти обстоятельства не повлияли на Иоанна Златоуста и он не стал мягче в своих обличительных речах. Так, например, когда царица Евдоксия устроила пышные празднества по поводу водружения ее серебряного памятника, святитель сказал проповедь, где слушающие сразу узнали в ней царицу.


В другом случае, когда она поставила золотой памятник, он произнес обличительную речь о суетных женщинах и привел пример Иезавели, в которой люди сразу же узнали Евдоксию, которая была сравнена с Иродиадой, искавшей смерти Иоанна.


В 404 году святителю было запрещено служить Пасху в св. Софии и он служил с народом под открытым небом. Людей собралось невероятно много. Сразу после этого события началось разбирательство и Иоанна обвинили, что он вернулся на кафедру без соборного разрешения и увезли в ссылку. Константинопольский народ поднялся для того, чтобы освободить своего духовного отца, но уже не мог ничего поделать, он был сдерживаем воинами, тогда люди сожгли храм св. Софии. Это событие разорвало мирные отношение в церкви между Востоком и Западом. Западные епископы были на стороне святителя, а папа Александрийский был одним из ярых противников Иоанна Златоуста. Он рассылал епископам из Александрии различные памфлеты и письма, хулящие святого исповедника.


В 407 году из-за нарастающей популярности Иоанна Златоуста его отправили еще дальше, на территорию современной Абхазии и недалеко от современной Пицунды великий проповедник и пастырь нашел себе последнее пристанище.


До наших дней дошли труды святителя. Среди них много толкований, написанных на книги Нового и Ветхого Заветов, письма к разным людям, проповеди, нравственно-аскетические труды, догматическо-полемические труды. Книги святого и сегодня служат для духовного возрастания верующих людей.

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий. Не забудьте указать свой e-mail, и телефон для связи.