Корзина пуста

Святитель Иннокентий (Вениаминов), просветитель алеутов, колошей, якутов и других народов Севера – память 18 октября

17.10.2019

ИннокентийОдним из самых удивительных православных миссионеров XIX века, бесспорно, остается святитель Иннокентий, митрополит Московский. С самого детства этот святой был наставлен отцом пономарем в православной вере. Ивану, так звали в миру святителя, не был еще 5 лет, как отец начал обучать его грамоте. Мальчик проявил незаурядные способности и уже в 8 лет был допущен к чтению апостола на Литургии, что доставляло немалое утешение верующим.


Иван рано осиротел, отец его умер, когда тому исполнилось 6 лет, а его мама передала Ваню на воспитание дяде в Иркутск. 9-летнего отрока сразу устроили на обучение в семинарию.


1823 год для Ивана Попова-Вениаминова стал решающим в его жизни. В Иркутскую епархию пришло распоряжение послать на Алеутские острова, а именно на остров Уналашку, священнослужителя. Ивану тогда исполнилось 26 лет, он был священником и все его семейство состояло из престарелой матери, жены, годовалого сына и брата.


Путь на Алеутские острова из Иркутска был очень долгим и трудным, большую часть пути до Охотска путешественники проделали верхом на лошадях, так как дорога не позволяла идти другим транспортом.


Когда семейство переправилось из Охотска на Уналашку, святитель принялся за просветительскую работу с населением. Алеуты были очень отзывчивым и дружелюбным народом, но они практически ничего не смыслили в строительных работах и поэтому, когда священнослужитель принялся за строительство храма, он начал обучать их строительному ремеслу и одновременно изучать их язык.


Впоследствии было издано много духовной литературы и богослужебные книги на языке алеутов, в основном благодаря стараниям святителя.


После миссионерской работы на острове Уналашку не осталось ни одного алеута-язычника, все были крещены и научены православной вере. Благодаря труду православного миссионера среди алеутов постепенно истребилось многоженство, частые драки и междоусобица. После 10-летних трудов на Уналашке миссионер был переведен на другой остров - Ситху в Новоархангельск. Коренными жителями острова были колоши. Это племя сильно отличалось от алеутов, они были недоверчивы, мстительны и горделивы. Даже внешним видом они отличались от простых алеутов правильными чертами лица и красивой осанкой.


Проповедь среди колошей шла тяжело, но помог один случай. На острове вспыхнула эпидемия оспы. Русские делали прививки себе и алеутам, а колоши из-за своего недоверия к предлагаемой помощи заболевали и умирали. Но вскоре желание жить взяло вверх над страхом и они также начали приходить к русским ради прививок. Барьер недоверия был сломлен и проповедь Евангелия начала распространяться среди этого племени лучше.


Около 5 лет пробыл на Ситхе о. Иоанн, он так же, как и на Унгалашке, изучал язык колошей, учил их ремеслам и устраивал школы для детей. Отец Иоанн видел также проблему в нехватке священнослужителей для опеки над паствой, которая разбросана по островам. С целью решить этот вопрос он отправился в Санкт-Петербург. За время его отсутствия у него умерла жена и он, став вдовцом, принял монашеский постриг с именем Иннокентий.


В Новоархангельск он уже вернулся епископом и сразу принялся за обустройство миссионерского дела в епархии, за время его служения увеличилось количество верующих среди различных племен, было построено много храмов и школ. Большую работу он проделал среди якутов, которые обращались в православие только ради подарков или каких-либо льгот, с этим народом пришлось проводить большую просветительскую работу.


Непрестанные труды до изнеможения в суровых условиях подорвали здоровье святителя и в 1879 году, будучи уже митрополитом Московским, он, тяжело больной, отошел к Господу.

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий. Не забудьте указать свой e-mail, и телефон для связи.