-
04.08.2023
Преподобный Макарий Желтоводский, новый Моисей Руси
Среди святых людей, которые жили на Руси, есть те, о предназначении которых можно было предвидеть с детства. Память этого святого церковь чтит 7 августа по гражданскому и 25 июля по церковному календарю
-
04.08.2023
Кристина или Христина – память святой мученицы
6 августа по гражданскому календарю и 24 июля по церковному Православная церковь чтит память святой мученицы Христины Тирской. -
27.07.2023
Святая мученица Иулия Карфагенская: память 29 июля по гражданскому календарю
29 июля по гражданскому и 16 июля по церковному календарю христиане чтут память мученицы Иулии
-
27.07.2023
Преподобномученик Ардалион: память 29 июля по гражданскому календарю
16 июля по церковному и 29 по гражданскому календарю православная церковь чтит память преподобномученика Ардалиона (Пономарева), в миру Александр
-
27.07.2023
Священномученик Петр Троицкий, память 15 июля по гражданскому календарю
28 июля по гражданскому календарю и 15 июля по церковному, православная церковь чтит память священномученика Петра Троицкого.
- архив новостей →
Рождество Христово – образ в истории церковного искусства
03.01.2020
Рождество Иисуса Христа является вторым великим по значению праздником после Пасхи. Нет Рождества – нет Голгофы, а нет Голгофы – нет и Воскресения Христова. В церкви с древних времен старались передать рождественскую повесть не только через книгу или устное предание, но и через художественное искусство.
Уже самые ранние изображения христиан несли в себе не только передачу евангельских сюжетов, но также и исповедание веры, сокрытое в таких изображениях, как рыба или пеликан. Для христианина, который видел, например, изображение рыбы на надгробии, было понятно, что на этом месте похоронен член Церкви Христовой. Рыба, или на греческом «ихтис», прочитывалась как исповедание веры, каждая буква соответствует определенному значению «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».
Со временем, в том числе с появлением необходимости противопоставить еретикам правильное учение церкви и догматы, учение Христово все ярче и сильнее выражается в иконографии.
На образах Рождества Христова, которые относят к III-IV веку, Богородица обычно изображается не лежащей в центре композиции, а восседающей на престоле, Младенец лежит в яслях перед Ней; рядом с яслями телец и ослик, которые в иконографии также символизируют собой народ иудейский и язычников, которых осиял Божественный свет и посетил своим Боговоплощением Сын Божий. Напротив Богородицы изображается пастух, который пришел поклониться Спасителю и засвидетельствовать Рождение Великого Царя Израилева.
Другая композиция также указывает на евангельскую сцену, но уже с участием волхвов. Нужно заметить, что волхвов трое, как и в более поздней иконографии; это количество связано с перечислением в евангелии даров - ладана, золота и смирны. Богородица также восседает на престоле, позади Ее Иосиф, Младенец на коленях, а осел и телец у Ее ног.
Иконография Рождества Христова, какую мы сегодня имеем на больших храмовых иконах, была сформирована к VII веку. В церковной традиции есть два варианта написании иконы Рождества: первый – это краткий извод, второй – это развернутый извод.
Краткий извод представляет собой рассказ рождества в узком контексте. Это само Рождество, поклонение волхвов и пастухов. В центре иконы в горах изображается пещера, в этой черной пещере в яслях лежит Богомладенец в ярко-белых пеленах, которые означают свет, осиявший тьму. По древней традиции перед яслями остаются те же осел и телец. Богородица лежит у входа в пещеру, а Ее взгляд обращен не к яслям, а в сторону к этому миру, за который Она остается молитвенницей перед Сыном Божьим.
По одну сторону пещеры изображены пастухи и ангелы, которые возвестили им о Рождении Спасителя, а по другую сторону волхвы, идущие или едущие на лошадях за звездой. Не случайно также изображается купель, в которой служанки омывают Спасителя, что ярко предвозвещает Его крещение и умерщвление грешной человеческой природы во Христе для каждого человека. Напротив служанок, которые омывают Богомладенца, изображают Иосифа, беседующего с неким человеком; по различным истолкованиям он может представлять пророка, пастуха или беса, который смущал Обручника в отношении беременности Марии.
Развернутый извод имеет те же сцены, что и краткий, но дополнен евангельскими сюжетами, такими, как приход волхвов к Ироду, увещевание их ангелом во сне, бегство Святой семьи в Египет, убийство праведного Захарии, бегство Елизаветы в пустыню с Иоанном, совещание Ирода с книжниками.
Торжественные, радостные и тревожные сцены развернутого извода должны указывать и напоминать молящемуся человеку о жертвенности Сына Божьего, о важности Его вочеловечивания для людей.
Комментарии
Пока нет комментариев