-
04.08.2023
Преподобный Макарий Желтоводский, новый Моисей Руси
Среди святых людей, которые жили на Руси, есть те, о предназначении которых можно было предвидеть с детства. Память этого святого церковь чтит 7 августа по гражданскому и 25 июля по церковному календарю
-
04.08.2023
Кристина или Христина – память святой мученицы
6 августа по гражданскому календарю и 24 июля по церковному Православная церковь чтит память святой мученицы Христины Тирской. -
27.07.2023
Святая мученица Иулия Карфагенская: память 29 июля по гражданскому календарю
29 июля по гражданскому и 16 июля по церковному календарю христиане чтут память мученицы Иулии
-
27.07.2023
Преподобномученик Ардалион: память 29 июля по гражданскому календарю
16 июля по церковному и 29 по гражданскому календарю православная церковь чтит память преподобномученика Ардалиона (Пономарева), в миру Александр
-
27.07.2023
Священномученик Петр Троицкий, память 15 июля по гражданскому календарю
28 июля по гражданскому календарю и 15 июля по церковному, православная церковь чтит память священномученика Петра Троицкого.
- архив новостей →
Память V Вселенского собора – 7 августа
06.08.2020
7 августа по новому стилю и 25 июля по церковному календарю, христиане вспоминают и чтут память V Вселенского Собора, который состоялся в Константинополе в 553 году. На нем присутствовало 165 отцов церкви.
Этот собор был созван по инициативе императора Юстиниана I. Перед церковью стояла задача по изучению творений давно умерших епископов Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского с целью сравнения их с учением церкви.
Первыми были изучены труды Феодора Мопсуетского. Это был епископ города Мопсуестия в Киликии, который умер в 426 году. При изучении его трудов отцы собора полностью убедились, что христология Феодора несторианская. Феодор делал различие между Иисусом Христом и Сыном Божьим, Логосом, разделяя на два лица.
Кроме этого, были изучены не только труды самого автора, но и сведения, которые говорили в его защиту, чтобы вывод был объективен. Так, например, защитники Феодора говорили, что святой Кирилл в письме называл Феодора добрым. Но после изучения письма Кирилла стало ясно, что несмотря на то, что он его называет «добрым Феодором» с целью подчеркнуть его борьбу с арианами, многие труды по толкованию Писания, тем не менее, собор порицает его христологию.
Защитники Феодора также привели текст из письма Григория Богослова, где он якобы хвалил его, после изучения было выяснено, что похвальные письма адресованы другому Феодору, епископу Тианскому.
Кроме этого, на соборе сделали важное уточнение, что хороший отзыв какого-либо уважаемого лица не избавляет еретика от осуждения.
Сторонники Феодора представили другой аргумент в пользу неосуждения епископа еретика. Они говорили, что после смерти такого уже не осуждают и не предают анафеме. Этот вопрос был также исследован и не нашел исторического подтверждения, а наоборот.
Из трудов Феодора также было ясно его отношение к канонической книге Иова и к книге Песнь Песней Соломона, о которых он писал не то что некорректно, но оскорбляя Божественные Писания.
После исследования взглядов Феодора святые отцы собора принялись за изучение произведений Феодорита Кирского. Собор изучил различные труды этого епископа и увидел в них открыто несторианские взгляды. Кроме этого, Феодорит грубо отзывался о святом Кирилле и даже радовался его смерти. К Несторию писал с великим почтением и уважением, как его преданный друг и ученик.
После этого отцы церкви приступили к изучению послания Ивы Эдесского к Марию Персу. Послание Ивы сравнили с постановлениями Халкидонского собора и нашли в нем противное постановлениям отцов. Так, например, собор утверждал, что Дева Мария есть Богородица, а в послании Ивы это отвергалось, затем, собор говорил, что Логос воплотился и стал Человеком, Иисусом Христом, а послание Ивы осуждает это положение и называет еретическим, связывая со взглядами Аполлинария.
Кроме того, послание Ивы осуждает Эфесский собор и самого святого Кирилла.
Отцы V Вселенского собора осудили Феодора и, пощадив Феодорита и Иву, осудили только те их сочинения, которые не соответствовали православному вероисповеданию. Православный Восток единодушно принял решение собора, что нельзя сказать о Западе, где симпатизировали тому же Феодору и Иве.
Нужно было немало времени и трудов, чтобы Запад принял постановления V собора наравне с другими, ключевую роль в этом сыграл папа Григорий Великий, который приложил много усилий в убеждении православности этого собора епископов далекой Ирландии и епископов других отдаленных регионов.
Комментарии
Пока нет комментариев