Корзина пуста

Память Северо-Африканских мучеников, пострадавших от ариан при Гунерихе, царе вандалов – 21 декабря

20.12.2019

с.а.21 декабря по гражданскому и 8 по церковному календарю Православная церковь чтит память пострадавших христиан при императоре Зеноне и при правителе Северной Африки вандале Гунерихе. 300 мирян и 62 священнослужителя были преданы мучениям при пособничестве последователей арианской ереси. Произошло это все во второй половине V века.


В то время у церкви в Северной Африке были серьезные проблемы. На кафедру был избран епископом Евгений, благочестивый и верный Христу человек. Слава о нем разнеслась очень быстро, его проповеди и добродетельная жизнь утишали и укрепляли не только верных, но и привлекали вандалов, которые преимущественно были арианами. Арианские епископы из зависти начали клеветать на православных священнослужителей и уговаривать Гунериха применить меры, чтобы Евгений не привлекал к Православию людей. Царь приказал епископу, что если тот увидит людей, по виду варваров, входящих в церковь, чтобы не пускал их. На это он получил от священнослужителя ответ: «Дом Божий открыт для всех, никто не может запретить входить в него», - так передает его слова Виктор Витенский.


Получив такой ответ, Гунерих приказал поставить у ворот пращников и когда те видели подходящих к церкви людей по виду и по одежде варваров, они метали в них зазубренные колья, которые калечили христиан, впивались в волосы, срывая с головы кожу и причиняли другие увечья. Женщин, которые лишались волос на голове, было приказано проводить по Карфагену в назидание и устрашение. Несмотря на такое жестокое обращение, вера Христова укреплялась и люди, пострадавшие от произвола царя, не оставляли церкви.


Тогда он подверг христиан другим испытаниям, запретив им иметь пропитание от своего двора и службу. Людей же, непривычных к тяжелой работе и ранее служивших при дворе, он отправил заниматься сельско-хозяйскими работами. Верующие, отправленные на тяжелый труд, не унывали, а радовались тому, что переносят страдание за Христа. Виктор Витенский рассказывает одну удивительную историю. Среди сосланных был человек, которую имел сухую руку, и все просьбы близких о том, чтобы ему послабили нагрузку, не были приняты во внимание, но, наоборот, его еще сильнее начали принуждать к выполнению рабочей нормы. Однажды братья собрались вокруг этого мужчины и начали усердно молиться о том, чтобы Господь подал ему защиту и произошло чудо, его иссохшая рука была исцелена и стала здоровой.


После того, как царь вандалов укрепил свое царство, истребив конкурентов, он снова принялся за христиан. Перед началом новых гонений многие видели видения, которые предвозвещали страшное время для церкви в Северной Африке.


Прежде всего, Гунерих издал закон, который запрещал состоять на государственной службе тем, кто не исповедовал ересь ариан. Таким образом, он вывел православных из участия в государственных делах. Тех, кто избрал Крест Христов и оставил службу, царь лишил имущества и отправил в изгнание. Затем он собрал всех дев и приказал их пытать раскаленным железом, добиваясь признаний в том, что они якобы имели греховную связь с епископами. Многие праведницы умерли во время мучений, те, кто выжил, были обезображены, а иные сломлены.


Почти 5 000 священнослужителей в разном сане были изгнаны им в пустыню, лишены имущества и всяких благ. Милосердие не было проявлено даже к тяжело больным служителям церкви. Изгнанные находились в Сиккенском и Ларенском городах до того времени, пока за ними не пришли мавры, чтобы отвести святых мучеников и исповедников в пустыню. Среди них также было много детей, которые были со своими матерями и, видя религиозное рвение родителей, радовались, некоторые представляли себя мучениками, а другие трепетали.


Через некоторое время царь послал православным епископам послание, в котором назначил время и место для собора, чтобы они могли обсудить все спорные вопросы. Епископы не сомневались в том, что Гунерих замыслил зло. Незадолго до собора в Карфагене произошло одно удивительное чудо. В городе жил слепец по имени Феликс, которому во сне был голос, чтобы он пошел к епископу Евгению и тот, помазав его глаза водой, которая готовится к крещению, исцелит его. Феликс, думая, что это его разыгравшееся воображение, не пошел к епископу и так произошло до трех раз, пока голос, повторяющий ему эти слова, не оглушил его. Феликс встал и заторопился в церковь, где уже начинали петь. Он попросил одного из служителей повести его к епископу, чтобы сказать нечто важное наедине.


Епископ Евгений, узнав просьбу слепца, отстранялся от совершения действия и говорил, что он не достойный человек, но когда Феликс настоял на своем, он перекрестил глаза слепцу и тот прозрел. Это стало известно и дошло до Гунериха, который приказал привести бывшего слепого к себе для дознания. Естественно, арианские епископы, подобно иудеям, которые хотели убить воскрешенного Христом Лазаря, стали говорить, что Евгений совершил это силой колдовства.


Перед самим собором царь приказал сжечь заживо одного из исповедников, который провел в тюрьме много лет, чтобы устрашить священнослужителей. После того, как на соборе было зачитано православное исповедание веры, Гунерих издал антицерковные законы, которые запрещали проводить службы, иметь имущество, основывать монастыри, совершать таинства, проповедовать о вере. Закон также предусматривал различные виды наказания за неисполнение, в том числе и денежные штрафы и изгнание.


После оглашения антицерковных законов было приказано разграбить всех епископов, которые приехали в Карфаген на собор и выгнать их за городскую стену. По всей Северной Африке начались жестокие гонения, ариане отбирали имущество, а палачи подвергали пыткам и казням достойных людей. В этот период также пострадало 300 мирян и 62 священника, память которых Православная церковь чтит 21 декабря. Мученики были обезглавлены и сожжены, а некоторым были отрезаны языки и правые руки по самое плечо, но с ними произошло чудо: не имея языков, они беспрепятственно продолжали исповедовать веру. Один из исповедников по имени Репарат, которому был отрезан язык, смог бежать в Константинополь, он жил при дворе императора Зенона, имея такое увечье, он свободно говорил и жена императора относилась к нему с особым благоговением.

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий. Не забудьте указать свой e-mail, и телефон для связи.