Корзина пуста

Память преподобного Андрея Рублева – 17 июля

17.07.2020

купить икону17 июля Православная церковь чтит память преподобного Андрея Рублева. Точных данных о происхождении и о том, когда родился святой, нет, но можно предположить, что он был из образованной семьи. Датой его рождения называют 1360 год, но это приблизительно.


Иконы преподобного Андрея стали образцом для русских иконописцев, которые следуют его традиции, особенно в написании Пресвятой Троицы.


Большая храмовая икона Пресвятой Троицы


Этот образ известен также под названием «У дуба Мамврийского». Сюжет восходит к книге Бытие, Ветхий Завет, и повествует о встрече праведника Авраама с Богом, который явился к нему в образе трех Ангелов.


Авраам оказал путникам гостеприимство, заколол и испек ягненка, предложил им отдохнуть и разделить трапезу. На образе Андрея Рублева Троица мы видим отображение этого события, но с некоторыми дополнительными фрагментами, которые раскрывают картину спасения человечества в полноте.


Что означает изображение чаши на столе на иконе Троица


Центром образа является чаша на столе, в которой находится ягненок. Этот образ возводит мысли верующего к прообразу крестных страданий Христа, к Его жертве. В древности приношение ягненка в жертву на Пасху являлось воспоминанием освобождения евреев из египетского рабства и прообразовывало приход Спасителя, смерть и воскресение Которого должны были освободить человечество от падшей природы.


Чаша с ягненком также означает чашу, из которой причащаются к Телу и Крови Христа верующие, исполняя Его слова: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Иоан.6:56).


Догмат о Триединстве в образе Андрея Рублева


Необходимо также обратить внимание на то, что три ангела сидят на одной плоскости, или престоле, что отражает догмат церкви о единой Сущности всех Личностей или Ипостасей Пресвятой Троицы. По откровению Божьему, которое Он дал церкви, Отец, Сын и Дух Святой имеют одну Божественную природу.


Значение дома на заднем плане иконы Троица


На заднем плане изображаются дом и дерево, которые в контексте библейского повествования приобретают особый смысл. Дом является отеческим домом, в котором заблудшего сына ждет любящий отец. Это ожидание Богом Своего чада ярко отображено в евангельской притче о блудном сыне. Отец не только ждет его возвращения, но у него всегда готово для него все лучшее и он сам выходит к нему навстречу. Так делает и Спаситель: Сам пришел в мир и принес искупительную жертву за всех людей.


Этот дом является той обителью, которая может вместить всех, как сказано самим Спасителем: «В доме Отца Моего обителей много» (Иоан.14:2).


Символизм дерева на иконе Андрея Рублева


Изображение дерева также имеет особый символический смысл. Прежде всего, оно напоминает человеку о грехопадении Адама и Евы и о начале трагического пути человечества. Еще одно его значение – это древо (деревянный крест), на котором был распят Христос. От одного древа через непослушание и вкушения плода вошел в мир грех, и через другое древо вошла в мир жизнь, соединяющая падшего человека с Богом.


Есть еще одно значение восходит к книге Апокалипсис, где описывается дерево, которое названо «дерево жизни», оно растет в новом, небесном Иерусалиме, листья его дают исцеление, а плоды оно приносит 12 раз в год, каждый месяц. В райском саду также было дерево жизни, кроме древа познания добра и зла, от которого вкусила Ева, а затем Адам. Первые люди были высланы из рая, чтобы не вкусить от него и не жить вечно, обрекая себя на вечное существование вдали от Бога и в состоянии падшего творения.


В новом же раю искупленные народы будут иметь свободный доступ к Божьей благодати. Апостол Иоанн пишет, что Христос даст побеждающему «вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр.2:7).


Первый человек, Адам, был лишен права вернуться в рай и вкусить плоды от дерева жизни, но Бог приготовил Новое Небо и Новую Землю, устроив спасение через Иисуса Христа, чтобы обновленный человек мог войти в рай и насладиться вечной жизнью в счастье и без греха.


Рисунок, который складывается из фигур Ангелов


Нужно также обратить внимание на цельный рисунок, который получается из самих Ангелов, изображенных преподробным Андреем. Двое сидящие по бокам изображают собой кубок или потир, а Сын Божий, который сидит посредине, находится как бы в этом кубке. Такой образ усиливает иносказательность ветхозаветного изображения агнца на престоле в чаше, указывающего на Самого Сына Божьего.


Работы преподобного Андрея Рублева


Великий иконописец стал образцом для русской школы. На стоглавом соборе Русской Православной церкви в середине XVI века было установлено писать икону Троицы по образцу преподобного Андрея.


Основными работами русского иконописца считаются:


  • роспись и иконостас Благовещенского собора в Кремле в 1405 году;
  • росписи и иконостас в Успенском соборе во Владимире в 1408 году;
  • росписи и иконостас в Соборе Успения Божьей Матери в Звенигороде;
  • росписи и иконостас в Троицко-Сергиевой обители в соборе Пресвятой Троицы в 20-е годы XV века».


Это только некоторые из известных работ преподобного, есть и другие, а также много неизвестных.


Преподобный Андрей жил в интересную для России эпоху. При его жизни произошла легендарная битва на Куликовом поле. Русь начинала подниматься с колен, стряхивая с себя иго Орды, но в то же время переживая тяжкие набеги татар, которые не хотели терять свою прибыль с русских земель.


Так, после битвы на Куликовом поле через 2 года князь Тохтамыш разграбил и сжег Москву. Возможно, эти события и повлияли на выбор монашеской жизни Андрея.


В 1395 году произошло еще одно страшное событие – к Москве приближался Тамерлан. Его армия во много раз превосходила войско князя Василия Дмитриевича. Шансов на победу было очень мало и тогда митрополит Киприан, князь и весь народ начали просить Богородицу о заступничестве. В Москву из Владимира была принесена икона, а весь народ постился, молился, и произошло чудо. Тамерлан увидел в видении Божью Матерь, Которая запретила ему идти на Москву, и он, дойдя до Ельца, развернул свое войско и ушел.


После этого события преподобный Андрей написал еще одну икону Божьей Матери, которая именуется Владимирская. Это был список с того самого образа, перед которой молились люди об избавлении от опасности, исходящей от Тамерлана.


Икона Божьей Матери Владимирская, Андрея Рублева


Этот образ особо чтим и любим в Русской Православной церкви не только из-за тех исторических событий, но также из-за особого изображения.


Владимирская икона Богородицы написана по типу «елеуса», что в переводе с греческого означает милостивая. Она довольно динамична, Богомладенец прижимается щекой к щеке Богоматери и одной ручкой обхватывает Ее шею.


Божья Матерь одной рукой поддерживает Его, а второй словно указывает на Дитя, как на Спасителя Христа. Сама Она одета в мафорий – это верхняя накидка красного цвета, а выглядывающие из мафория рукава туники и чепец имеют синий цвет.


В этой иконе так же, как и Пресвятой Троице, сохраняется учение церкви, ее догматы. Так, например, догмат о Приснодевстве Марии. Красный цвет означает материнство, а синий – девство, и сочетание этих цветов в одеянии Богородицы говорит о чуде, что дева стала матерью и осталась девой.


Три звезды на плечах и головном уборе Девы Марии указывают на Ее непорочность, а также на триединство Божие. А тот факт, что одна из звезд закрыта самим Богомладенцем, усиливает символику триединства, как бы заменяя звезду воплощенным Сыном Божьим.


У преподобного Андрея был верный друг и спутник, которого звали Даниил Черный, также иконописец. Их дружба длилась около 20 лет. Даже после смерти Андрея Рублева их связь была крепкой, что отражено в предсмертном видении Даниила. В нем он увидел своего товарища и сопостника, стоящего во славе ангелов и призывающего Даниила к себе. Иконописцы были погребены в Спасо-Андорниковом монастыре.

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий. Не забудьте указать свой e-mail, и телефон для связи.