Корзина пуста

Память исповедников Феофана и Феодора Начертанных, пострадавших в период иконоборчества – 24 октября

23.10.2019

ФеофанВ 813 году на Константинопольский престол взошел император Лев V Армянин. Этот император возродил иконоборчество в империи, но не так резко, как предыдущие императоры-иконоборцы, а с хитростью и вводя систематическое уничтожение иконопочитания.


Вначале он нашел в своем окружении союзников, они также нашлись и среди служителей церкви, затем было инициировано глумление над иконой Христа: солдаты бросали камни в образ Спасителя, который возвышался над дворцовыми воротами, и под предлогом спасения святыни новый император приказал снять образ.


В 815 году император начал уговаривать патриарха отречься от иконопочитания, на что Никифор ответил отказом и был непоколебим; низложенный патриарх был отправлен в ссылку, а на его место Лев V поставил начальника лейб-гвардии, который даже не мог толком читать.


Начался новый период гонений на церковь, который инициировала светская власть, внедряясь в дела церкви. В это время явилось множество исповедников и мучеников. Множество монахов, которые отказывались принимать иконоборческую ересь, было сослано в ссылку, они были пытаемы и мучимы, а многие умерщвлены.


Светоч православия Феодорит Студит перед ссылкой был наказан бичеванием воловьими жилами и морим голодом. Он и ссыльный патриарх Никифор много писали из ссылки, укрепляя верных церкви и обличая иконоборческую ересь.


Изначальный аргумент против иконопочитания Льва Армянина был довольно простой и граничащий с обыкновенным суеверием. Он говорил, что варвары и сарацины имеют успехи в нападении на империю из-за иконопочитания.


Постепенно начали переписываться книги, по которым обучались дети в образовательных заведениях, он хотел перевоспитать и вырастить поколение иконоборцев, переписывалась служба, все молитвенные песнопения, где был хоть малейший намек на иконопочитание, исторгались из текстов.


Православные апологеты говоря в защиту икон, писали об ипостасном единстве Божества и человечества во Христе. Икона или образ всегда являет лицо, личность. Так как Бог в воплощении принял человеческую природу, то на больших храмовых иконах изображают личность воплощенного Бога. Сияние вокруг головы Спасителя с тетраграмматоном Сущий пишется, чтобы указать, Кто изображен. Внешнее же обличие Христа – человеческое, то есть обличие исторического Иисуса Христа и Его человеческой природы.


Лев Армянин проводит реформу не только в церкви и системе образования, на него работает множество доносчиков. По словам современника, муж опасается сказать что-то неугодное императору при своей жене, а жена при муже. В доме опасно было держать литературу, в которой упоминается иконопочитание или сами образы.


В 820 году Лев V был убит в храме в результате переворота, на его престол взошел Михаил II, который был из семьи еретиков Павликиан. Он дал амнистию осужденным при Льве, но иконопочитатели все-таки не могли надеяться на его поддержку, а в последние годы правления он даже посадил некоторых в тюрьму. На его место пришел его сын Феофил, который продолжил иконоборческую политику Льва V. Это был грамотный император, учителем которого был Иоанн Грамматик, яростный противник иконопочитания, его-то и поставил патриархом новый император.


Феофил любил устраивать диспуты, но эти диспуты можно было бы назвать наглядной поркой неугодных. Потому что те, кто пытался говорить противное императору, были мучимы и казнены.


История сохранила нам имена двух великих исповедников этого времени - сегодня 24 октября по гражданскому календарю и 11 октября по церковному Православная церковь чтит память Феофана Никейского и Феодора Начертанного. Они были братьями по плоти и монахами из Иерусалима. Вступив в диспут с Феофилом, они указали ему на ошибку, которую тот допустил в тексте, цитируемом против иконопочитания.


Император вышел из себя от ярости и назначил монахам наказание по 200 ударов палками, затем он написал короткие и неуклюжие стишки и приказал вырезать на лицах исповедников свое сочинение.


Продолжая издеваться над монахами, он сказал: «Конечно, ямбы плохенькие, но большего они не заслуживают». Смиренно принимая наказание, исповедники сказали царю: «Пиши, пиши царь, твое сочинение будет прочитано перед Праведным Судьей».


После этого они были сосланы в ссылку. Святой Феодор умер в изгнании, а Феофан пережил иконоборческий период и скончался, будучи митрополитом Никейским. Самого императора постигло то, с чем он боролся всю свою жизнь. Будучи вдовцом, он выбрал себе в жены женщину Феодору, которая почитала святые иконы. Через нее в его дом проникло иконопочитание, на что император закрывал глаза. В 842 году иконоборец умер от тяжелой болезни, с ним закончился период иконоборчества и на престол взошла его жена, которая возвратила из тюрем и ссылок священнослужителей и устроила торжественное празднование окончания тяжелого для церкви периода.

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий. Не забудьте указать свой e-mail, и телефон для связи.