-
02.02.2023
Священномученик Климент Анкирский, память 5 февраля
Святой родился в 258 году в городе Анкире. Его мать была христианкой, а отец язычник
-
02.02.2023
Преподобный мученик Анастасий Персянин, память 4 февраля
4 февраля по церковному календарю вспоминают преподобного мученика Анастасия Персянина
-
02.02.2023
Преподобный Анастасий, сподвижник Максима Исповедника: память 3 февраля
3 февраля по гражданскому календарю и 21 января по церковному христиане чтут память святого исповедника Анастасия, монаха
-
02.02.2023
Память святой мученицы Агнии. Тезоименитство Агнии по церковному календарю
Свидетельство о ее подвиге было составлено свт. Амвросием Медиоланским и папой Дамасом и Пруденцием в конце IV - начале V века
-
25.01.2023
Память преподобномученика Сергия (Гуськова) – 27 января
О. Сергий служил в церкви в тяжелое время, когда в Российской империи был совершен вооруженный переворот в 1917 году
- архив новостей →
Память иконы Богородицы Донская – 1 сентября
30.08.2019
Одна из древних русских икон, написанных Феофаном Греком, сохранилась до наших дней и хранится сегодня в Третьяковской галерее. Память события, связанного с этой иконой, Православная церковь чтит 1 сентября по гражданскому календарю.
Образ Богородицы, именуемый Донская, находился в русском войске во время Куликовской битвы. Впоследствии донские казаки передали этот образ князю Димитрию Донскому, который возглавил битву против Мамая и объединил русский народ.
Название «Донская» образ Богоматери получил от победы русского войска на берегах Дона.
Храмовая икона написана по типу «Умиление» или «Милостивая». К этому типа также относятся такие иконы, как Киккская и Владимирская. Голова Богоматери немного склонена к Богомладенцу, а Спаситель прильнул щекой Ее щеке. Этот образ показывает любовь Христа не только к самой Богородице, но и ко всему человечеству в Ее образе, а более всего, к душе каждого человека.
Эту любовь также показывает крест, на фоне которого изображается глава Спасителя. Воплощение и прохождение человеческого пути от самого рождения до мученической смерти есть подвиг любви Сына Божьего ради спасения верующих в Него. Младенец был рожден на страдания.
Удивителен также взгляд Богородицы на иконе. Он направлен на Богомладенца, но не видно, чтобы Она пристально смотрела не Него. Дева Мария словно смотрит в будущее, как будто уже переживает крестные страдания после слов Симеона Богоипримца: «и Тебе Самой оружие пройдет душу».
Пресвятая Дева изображается, как обычно на иконах, в синей тунике и красном мафории. Эти цвета имею догматическое значение. Так, например, цвет мафория, верхнего одеяния, означает Ее материнство, а цвет туники означает то, что Она Дева до Рождества, в Рождестве и после Рождества. Этот церковный догмат имеет библейское основание у пророка Исайи, который жил за 8 до Рождества Христа. В своей книге он говорит о знамении, которое Бог дает людям, чтобы те узнали Спасителя: «Дева во чреве зачнет и родит Сына и нарекут ему имя Эммануил, что значит с нами Бог». Это пророчество говорит не просто о рождении от Девы Сына, но о Боговолощении, потому что слова «С нами Бог», указывают на божественную природу Иисуса Христа.
Донская икона Богородицы имеет большое значение в истории православного народа. Во время сражения на Куликовском поле люди возложили всю свою надежду на Христа и на Его Пречистую Матерь. Силы были неравными, но русское войско одержало победу.
Память 1 сентября также связана с победой над татарским войском, которое в 1591 подошло к Москве. После крестного хода с иконой Богородицы совершилась битва и татары были обращены в бегство.
Комментарии
Пока нет комментариев