Корзина пуста

О чем расскажет икона Великой четыредесятницы?

25.03.2021

В книге «Пастырь», которая датируется учеными II веком от Рождества Христова и которая, без сомнения, является важным литературным памятником христианства, о посте написаны такие слова:


«Всякая молитва нуждается в смирении, поэтому постись и получишь от Господа, чего просишь». Речь идет о том посте, который угоден Богу, не о простом воздержании от определенного рода пищи. В той же книге сказано, что пост:


«… при исполнении заповедей Господа очень хорош, и соблюдай его таким образом: прежде всего воздерживайся от всякого дурного слова и злой похоти и очисти сердце свое от всех сует века сего».


Древние писатели также говорили о посте, как о любви к ближнему, священномученик II века Климент Римский, описывая любовь Есфири к народу Божьему, пишет так в своем послании к коринфянам:


«В посте и смирении она [Есфирь] умоляла всевидящего Господа, Бога веков, Который, видя смирение души ее, избавил народ, для блага которого она подвергла себя опасности».


Великий Пост, который соблюдает Церковь Христова перед Пасхой, является хорошим поводом к тому, чтобы усилить молитву и украсить свой образ жизни добрыми делами и усмирением страстей.


В иконографии церкви есть хороший образ, который помогает верующему помнить о периодах Великого Поста и подражать тем подвижникам, которые стали хорошим примером для верующих.


На святом образе мы видим следующие изображения:


  • Торжество Православия;
  • свт. Григория Паламу;
  • Распятие Спасителя;
  • прп. Иоанна Лествичника;
  • прп. Марию Египетскую;
  • воскрешение Лазаря.


Эти праздники можно назвать особыми рубежами каждой недели святой четыредесятницы.


Купить икону


Торжество Православия


В этот день, который чтится в первое воскресенье, первой недели Великого Поста, церковь вспоминает событие, связанное с окончанием периода иконоборческой ереси. Это действительно один из самых великих дней, в который состоялся VII Вселенский Собор.


На нем была осуждена ересь иконоборчества и восстановлено иконопочитание. Всего было 2 периода главенства этой ереси и первый был самый жестокий, в отношении Христовой Церкви, хотя и второй не отличался особой терпимостью. История сохранила много имен мучеников, среди них св. Феофан и Феодор Начертанные. Они противостояли императору, который любил устраивать показательные диспуты и указали ему на невежество в отношении знания Святого Писания. Оскорбленный император приказал избить мучеников и выжечь им на лбу нелепые стишки собственного написания, с которыми святые жили всю жизнь.


Свт. Григорий Палама


Святитель жил в XIV веке и получил прекрасное образование для того времени. Примерно в 18-20 лет он стал на путь монашества. Именно ему пришлось остановить ересь Варлаама Калабрийского. Все началось со спора Варлаама с монахами, которые говорили, что при глубокой и сосредоточенной молитве можно созерцать Божественный, нетварный свет. В ответ он начал высмеивать их и сравнивать с мессалинами, еретиками. Кроме этого, он начал распространять собственные произведения, направленные против монахов-исихастов.


В результате его ересь вылилась в отрицание различия сущности и энергии в Боге. Если бы победили сторонники Варлаама, то верующие получили бы идею о Боге, Который посетил мир в Лице Христа, дал для исполнения заповеди, учредил церковь, а затем удалился на небо.


Свт. Григорий отстаивал то, во что церковь верила всегда, что Бог познаваем через энергии, что Он пронизывает всю тварь, но не смешивается с ней воедино сущностью. Хорошим примером для иллюстрации Божественной энергии служит свет, осиявший апостолов на горе Фавор. После святителя осталось немало книг, которые актуальны для верующих во все времена. В некоторых из них он много описаний посвятил посту:


«Пост и воздержание это – двойное кольцо стен, и живущий за ними наслаждается большим покоем, как бы гражданин Иерусалима. Ибо Иерусалим в переводе означает «мир»», - свт. Григорий Палама «Омилия IX».


Неделя Крестопоклонная


Этой неделе, или воскресенью, соответствует изображение на иконе распятие Спасителя. В этот день из алтаря выносят Крест и совершается поклонение перед святыней. Само название «Крестопоклонная Неделя» указывает на тематику церковной службы – это Господень Крест и страдание Сына Божьего.


В древности с этого дня в Константинополе начиналась подготовка уверовавших к таинству Крещения. Начало катехизации именно с этого дня было знаменательно, так как Крест является главной святыней христианства.


Прп. Иоанн Лествичник


Жизнь святого определяется VI-VII веками. Сведении о святом скудные, но после него остались книги, которыми пользуются и получают от них духовную помощь современные верующие. В эту неделю христианам предлагается пример высокого, духовного образа жизни. Одна из самых известных его книг «Лествица Божественного восхождения», в которой также можно найти полезные поучения о посте: «Ум постника молится трезвенно; а ум невоздержанного исполнен нечистых мечтаний».


Прп. Мария Египетская


В это воскресенье церковь предлагает особый пример жития женщины, которая опустилась на самое дно социальной жизни и по милости Божьей, после длительного времени исправления стала великой святой.


Образ прп. Марии Египетской является ободрением для тех людей, на которых поставили крест, как на неисправимых грешниках. Это образ, который показывает, что Бог принимает человека отверженного окружающими, если тот сам того пожелает.


История преподобной раскрывает действие Божьей благодати в немощи, в слабой женщине или «немощнейшем сосуде», как говорит Писание.


Все недели Великого Поста ободряют христианина и открывают перед ним бездну Божьей благодати.


Лазарева Суббота


Название уже говорит само за себя. Церковь вспоминает евангельское событие, которое предварило распятие и воскресение Господа – это воскрешение Лазаря, который 4 дня пробыл во гробе.


Стоит обратить особое внимание на гимнографию этого дня и что в ней отражено церковными писателями. Раскрывается не только само событие, но также и догматика церкви о двух природах Христа: «прослезився яко человек над Лазарем, воздвигл его еси яко Бог».


Церковные гимнографы также обращают особое внимание на то, что случай воскрешения Лазаря единственный в таком роде: «Кто виде, кто слыша, яко воста человек мертвый смердящий …», далее они обращают внимание на древние случаи из Библии, которые отличаются от воскрешения Лазаря: «… Илия убо воздвиже и Елисей, но не от гроба, но ниже четверодневна».


Воскрешение Лазаря также указывает на будущую надежду для всех людей, на всеобщее воскресение, что также отображено в гимнографии: «бысть Лазарь пакибытия проображение спасительное».


И конечно же, воскресение Лазаря из гроба является прообразом воскресения Христа: «Предваряя славное востание Твое, о Спасе мой, мертва четверодневна, из ада свобождаеши Лазаря».


Так, икона, на которой изображаются важные вехи Святой Четыредесятницы, может не только о многом нам рассказать, но также и вдохновить, и укрепить на время Великого Поста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий. Не забудьте указать свой e-mail, и телефон для связи.