Корзина пуста

Новости Православия: 17 февраля церковь чтит память Николая Студийского

17.02.2022

большая икона17 февраля по гражданскому календарю, и 4 февраля по церковному, Православная Церковь чтит память исповедника преподобного Николая Студийского.


Святой родился в христианской семье и в возрасте 10 лет был отдан на обучение в Студийский монастырь, в Константинополь. В этом монастыре жил его дядя Феофан, который позаботился о его устройстве. Николая приняли в монастырское училище, где он отучился до 16 лет, затем принял монашеский постриг, а через несколько лет его возвели в священнический сан.


Служение преподобного Николая пришлось на тяжелое время для церкви, которое можно разделить на несколько периодов:


  • Лев V Армянин;
  • Михаил II Травл;
  • Феофил;
  • Феодора;
  • Михаил III Пьяница;
  • Василий I Македонянин.


Иконоборческие гонения при Льве V


Со сменой власти в Византии и с восхождением на престол Льва V Армянина в 813 году возобновилось иконоборческое гонение. Новый император одержал победу над болгарами и спас Империю, что дало ему хорошее подспорье для проведение своих реформ. Лев начал вводить иконоборчество, которое совсем недавно потрясало Византию при правлении Копронима, исподволь. Так, например, он делился своими взглядами с приближенными и указывал на то, что бедствия, которые терпит Империя от сарацин, из-за поклонения иконам.


С мнением Льва V соглашались не только придворные вельможи, но также и некоторые священнослужители. Внедрение ереси сопровождалось также и некоторыми прилюдными акциями. Например, над воротами царского дворца висел образ Спасителя, и толпа солдат начала бросать в него камни. Тогда император распорядился снять изображение Христа, якобы уберегая его от поругания. Это событие произошло перед праздником Рождества Христова в 814 году.


Вскоре за иконопочитание был отправлен в ссылку патриарх Никифор, который не подчинился воле императора, затем был созван собор из приверженцев иконоборчества, что положило начало многим изменениям.


По приказу Льва V образы в храмах повесили повыше, чтоб люди не могли дотянуться до иконы и поцеловать лик святого. Император это объяснял тем, что они должны служить верующим, как наглядные пособия, для неграмотных, но не для особого почитания. Всех тех священнослужителей, которые не подчинялись воле императора-иконоборца, отправляли в ссылку.


Кроме этого Лев V занимался правкой богослужебных книг и устранял те части, в которых были замечены идеи иконопочитания. На их место ставили новые тексты, которые соответствовали иконоборческой ереси. Реформы затронули также и систему образования. Были изданы новые книги для учебных заведений, благодаря которым планировалось вырастить новое поколение юношей в соответствии с духом иконоборчества.


Политика притеснения Льва V в отношении Церкви Христовой была системной и затрагивала многие сферы жизни. Повсюду работали шпионы и доносчики, которые могли оклеветать человека или сдать властям. Из слов преподобного Феодора Студита становится понятным, что даже близким людям нельзя было доверять в то время, он пишет: «Невозможно произнести ни одного благочестивого слова опасность близка, так что муж опасается жены своей».   


В такое время жил и Николай Студийский, который разделил участь с отправленным в ссылку Феодором Студитом. Николай, как и другие благочестивые люди восстал против ереси иконоборчества и был заключен вместе с Феодором в тюрьму. Там их жестоко били и затем отправили в ссылку, откуда они продолжали укреплять гонимых христиан и обличать тех, кто отступил от правой веры.


Приход к власти Михаила II Травла, павликианина


Иконоборческий период продлился около 7 лет. Лев Армянин был убит во время государственного переворота. Его место занял Михаил II Травл, который объявил амнистию, ввел терпимость. В это время были возвращены Николай Студийский и другие исповедники из ссылки.


Христиане поначалу обрадовались приходу к власти Михаила II, но затем поняли, что ничего хорошего им ожидать не стоит, кроме относительной веротерпимости, так как новый правитель был из семьи еретиков павликиан.


Сама ересь павликиан появилась во второй половине VII века. Человек, который стал ее отцом, был приверженцем гностико-манихейских взглядов. Его звали Константин. Однажды он оказал гостеприимство дьякону, который в качестве благодарности подарил Константину Святое Писание. Будущий отец новой ереси начал изучать Писание с позиции гностико-манихейских воззрений и, как это бывает обычно с еретиками, он обвинил церковь о отходе от учения апостолов, отверг практику постов, обрядов, посчитал ненужным иерархию и т. д. После чего он основал свою религиозную группу.


Павликиане, подобно иконоборцам, не признавали почитание икон, креста, заменили крещение и причастие некой «духовной» практикой, считали, мол, кто слушает слово Божье, тот и причащается, и крестится.


Гонение на церковь при правлении Феофила


Время относительного затишья продлилось недолго, сын Михаила Феофил, который воцарился после него, был иконоборцем. Он устроил жестокие гонения на церковь. Многие священнослужители были вынуждены скрываться, иные были посажены в тюрьмы. Новый правитель отобрал у церкви монастыри, а самим монахам запретил появляться в городах. Феофил любил также устраивать публичные диспуты, которые заканчивались трагично для тех, кто побеждал его в полемике или противоречил ему. Так, например, история помнит имена двух братьев монахов Феодора и Феофана, которым дано было прозвище начертанные.


После диспута и проигрыша этим святым император приказал дать им по 200 ударов палками, а затем приказал вырезать на лицах исповедников оскорбительные стихи собственного сочинения. Исповедники сказали ему: «Пиши, пиши, царь, что тебе угодно; это будет прочитано перед праведным и страшным Судьей».


Император был вдовцом и женился на женщине по имени Феодора, которая была тайной иконопочитательницей и вскоре в окружении императора стало немало таких людей. Феофил умер, оставив малолетнего сына Михаила, из-за его малолетства бразды правления в свои руки взяла его мать.


Облегчение для церкви во время регентства Феодоры


Пока Михаилу не исполнилось 16 лет, Империей правила Феодора. При ней прошел Собор, который анафематствовал иконоборчество. Память этого Собора православные христиане вспоминают как Торжество Православия.


Этот период правления Феодоры был настоящим праздником для церкви, пока его не омрачило событие, связанное с восхождением на престол Михаила III Пьяницы.


Правление Сына Феодоры Михаила III


Когда Михаилу исполнилось 16 лет, он, находясь под влиянием своего дяди, отправил мать и сестер в монастырь. Михаил был человеком развратным и не способным к образованию. Его правление было недолгим, его убил собутыльник, бывший конюх Василий, который затем и воцарился как Василия I Македонянин. Во время правления этого царя преподобный Николай Студийский был освобожден из-под ареста. Господь благословил Николая тем, что наделил его даром исцелений за его исповедническую жизнь во время этого непростого времени. Умер преподобный в 868 году.


Сегодня, как и много лет назад, дар исцеления преподобного не иссяк. Многие верующие прибегают к его образу и просят помощи и поддержки в болезнях и трудных жизненных ситуациях.

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий. Не забудьте указать свой e-mail, и телефон для связи.