-
04.08.2023
Преподобный Макарий Желтоводский, новый Моисей Руси
Среди святых людей, которые жили на Руси, есть те, о предназначении которых можно было предвидеть с детства. Память этого святого церковь чтит 7 августа по гражданскому и 25 июля по церковному календарю
-
04.08.2023
Кристина или Христина – память святой мученицы
6 августа по гражданскому календарю и 24 июля по церковному Православная церковь чтит память святой мученицы Христины Тирской. -
27.07.2023
Святая мученица Иулия Карфагенская: память 29 июля по гражданскому календарю
29 июля по гражданскому и 16 июля по церковному календарю христиане чтут память мученицы Иулии
-
27.07.2023
Преподобномученик Ардалион: память 29 июля по гражданскому календарю
16 июля по церковному и 29 по гражданскому календарю православная церковь чтит память преподобномученика Ардалиона (Пономарева), в миру Александр
-
27.07.2023
Священномученик Петр Троицкий, память 15 июля по гражданскому календарю
28 июля по гражданскому календарю и 15 июля по церковному, православная церковь чтит память священномученика Петра Троицкого.
- архив новостей →
Какую тайну возвестили пророки Наум и Аввакум и как она исполнилась в истории – память пророков 14 и 15 декабря
13.12.2019
14 декабря память пророка Наума, а 15 декабря - пророка Аввакума. Эти пророки относятся к малым пророкам Ветхого Завета. Большие храмовые иконы этих пророков можно увидеть на церковном иконостасе в пророческом чине. Часто их изображают с развернутыми свитками.
У пророка Наума на свитке написан текст: «Вот, на горах - стопы благовестника, возвещающего мир» (Наум.1:15), а у пророка Аввакума: «Бог от Фемана грядет и Святый - от горы Фаран» (Авв.3:3).
Оба пророка жили в VII веке до р. Хр. Пророк Наум изрек пророчество на город Ниневию, который должен был быть разрушен за свое нечестие, что и произошло. Мало кто мог поверить, что Ниневию, центр могучего Ассирийского царства можно будет легко разрушить и превратить в равнину. Прежде всего нужно отметить, что этот город был окружен рвом по все своей окружности, ширина которого была 45 метров. Окружность самого города составляла более 10 км. Стена укреплений в высоту была 30 м, что равняется десятиэтажному дому, а ее ширина составляла 15 м. по ней, как пишет историк Диодор, могло проехать 3 колесницы или около 6-7 легковых автомобилей, если взять пример из современности. Кроме этого, в стене были огромные башни, которые в высоту были до 60 м, что равняется 20-этажному дому.
В Ниневии, несмотря на благополучие столицы, была одна важная проблема – это река, которая во время дождей разливалась и подмывала фундамент. Ассирийские цари пытались устранить эту проблему, они убрали некоторые излучины, изменив их направление, и укрепили фундамент. Возможно, о тщетности этих дел и пишет в пророчестве Наум, говоря: «Начерпай воды на время осады; укрепляй крепости твои; пойди в грязь, топчи глину, исправь печь для обжигания кирпичей» (Наум.3:14). Святитель Кирилл Александрийский, толкуя этот текст, пишет, что Бог не побуждает их к действиям оборонительного характера, но, зная будущее, «показывает, что усилия их будут совершенно напрасными».
Именно вода и сыграла ключевую роль в падении великого города, как предсказал пророк Наум: «Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания [Ниневию], и врагов Его постигнет мрак» (Наум.1:8), так и вышло. Когда разлился Тигр от постоянных дождей, то, выйдя из берегов, он разрушил стену на 10 стадий длины, что приблизительно может равняться 2 км. Ниневия была взята и разрушена до основания.
Пророчество Наума относится к близкому ему времени, даже слова, которые изображены на свитке, говорят о возвещении радостной новости для Божьего народа, о падении Ассирии, с исчезновением которой прекращается разграбление и запрещение совершать иудейские религиозные праздники. Но в этих словах: «Вот, на горах - стопы благовестника, возвещающего мир» (Наум.1:15), которые как бы вторят словам пророка Исайи: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» (Ис.52:7), есть намек на проповедь о Христе.
После того, как пало царство Ассирийское, ему на смену пришло царство Ново-Вавилонское, самым ярким правителем которого был Навуходоносор. Пророк Аввакум в пророчестве предупредил иудеев, поступающих нечестиво, что за свои грехи они снова будут порабощены, но уже халдеями, очень жестоким и воинственным народом: «Ибо вот, Я подниму Халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями» (Авв.1:6). Пророчество это вскоре исполнилось. Слова пророка Аввакума так же, и как и пророчества Наума, относятся не только к их времени, но также и к отдаленному, к времени рождения Христа. На свитке пророка написан текст: «Бог от Фемана грядет и Святый - от горы Фаран» (Авв.3:3). Из слов святителя Кирилла Александрийского и энциклопедии архимандрита Никифора мы узнаем, что Фаран – это гористая пустыня, что в ней по выходу из египетского рабства Моисей странствовал с народом и Бог заботился о нем и хранил его, там же народ Божий получил Закон. Этот самый Бог, говорится в пророчестве, Который был с Моисеем и отцами, посетит своих людей. А говоря о Фемане, что указывает на юг Иудеи, пророк говорит, что Спасителю суждено родиться именно в этой стороне, где как раз и находится город Вифлеем.
Оба пророка жили задолго до рождения Спасителя и прикровенно говорили о чуде, которое должно было произойти, и о том, что ожидали очень долго все люди. О чуде Боговоплощения, как пишет апостол Павел: «И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим.3:16).
Комментарии
Пока нет комментариев