Корзина пуста

Исповедник церкви Христовой пресвитер Василий Малахов. Память 24 марта

24.03.2023

11 марта по церковному календарю, и 24 по гражданскому, Русская пПравославная церковь чтит память священноисповедника Василия Малахова, пресвитера. В этот же день отмечают свов тезоименитство христиане, которые были крещены в канун с именем Василий. Родился он в 1873 году 30 января в селе Дуброво, что в Витебской губернии. Несмотря на то, что ему пришлось жить в разных городах Российской империи, святой всем своим сердцем был привязан к месту своего рождения. Родился пресвитер в семье крестьянина Иакова Малахова. В будущем, будучи в заключении, когда следователи НКВД обвиняли его в контрреволюционной деятельности, святой напомнил им, что он сам происходит из бедной крестьянской семьи, что с молоком матери впитал несправедливое отношение помещиков. О том, что ему было непросто пробиться в обучении, что во время учебы ему пришлось испытать унижения и трудности сына крестьянина.


Учеба и путь к возведению в сан иерея


Когда Василия подрос, его отдали для учебы в духовное училище. Затем он поступил в Витебскую Духовную семинарию. Для продолжения обучения, необходимо было выйти из крестьянского сословия. Для этого следовало получить специальный документ на собрании общества, к которому принадлежал Василий, и дать гарантии, что посылаемый на обучение будет учиться. Так и вышло, было собрано собрание с представителями семейств, Василий получил специальный документ, который позволил ему поступить в Московскую Духовную академию.


В возрасте 25 лет священноисповедник окончил МДА. Обучение за счет государства обязывало его служить определенный срок. Так, он был назначен для работы в Волынскую Духовную семинарию.


Начало гонений на церковь с приходом к власти большевиков потрясло Россию. Были священнослужители, которые отреклись от сана, и были те, кто, наоборот, в годы гонений стали священниками. К тем, кто остался верен Христу, можно отнести и о. Василия. Семинарию, где он служил, закрыли в 1919 году и его пригласили в Житомир. В 1922 году и житомирское училище было закрыто. Новая власть создала структуру, которая должна была стать альтернативой церкви Христовой, их называли обновленцы. Василий Яковлевич вступил в активную борьбу с ними. Из Житомира Василий уехал на родину, но затем вернулся и принял сан священника.


На то время это был большой подвиг, так как он не мог не видеть отношение власти к священнослужителям и, принимая решение, отдавал отчет о том, что ему непременно придется пострадать за Христа.


Возвращение на родину


В ноябре 1926 года о. Василий вернулся на родину. В родном селе он стал священником по одобрению и желанию прихожан. Ревностное служение пастыря вызвало зависть со стороны местной советской власти и на него начали писать доносы, в который говорилось о том, что он занимается антиреволюционной деятельностью.


Так, например, помощник лесничего написал донос на священника, в котором он обвинил иерея в антиреволюционной пропаганде среди местного населения. Донос был отправлен в районную милицию и ОГПУ, с ним была приписка, что если информации будет недостаточно, то ее соберут. Дело было понятно, главной целью безбожников была задача удалить как можно дальше грамотного священнослужителя из района.


После этого случая прокуратура вплотную занялась расследованием, и ее сотрудники начали допрашивать местное население, чтобы найти компромат на о. Василия.


Арест священнослужителя


В 1927 году о. Василий был арестован. Для этого достаточно было показаний одного из свидетелей, что он на погребении говорил о том, что он якобы ждет помощи от англичан в свержении советской власти. На самом деле, как впоследствии выяснилось из допросов, священноисповедник Василий использовал слово «англичане» наряду с другими национальными определениями, чтобы показать, что и они веруют в Бога и не считаются отсталыми в развитии, как говорят, что религия придумана только для необразованных.


Ходатайство верующих о пастыре


Спустя несколько дней после ареста староста храма, где служил о. Василий, собрал местных крестьян с прихожанами храма, чтобы решить, как им быть дальше. После совета они приняли решение ходатайствовать о освобождении о. Василия.


Было составлено небольшое письмо, где верующие утверждали, что о. Василий ничего против советской власти не говорил, а, наоборот, проповедовал из Писания, что «должны власти повиноваться». Письмо было размножено, чтобы члены совета могли взять с собой по экземпляру и пройтись по населенным пунктам, собирая подписи жителей. Более 300 человек поставило свои подписи, после чего ходатайство было отправлено в ОГПУ.


На верующих, который собирали подписи, был написан донос. Секретарь местной партийной ячейки совместно с другими членами партийного совета указал на то, что собрание церковного совета было созвано без ведома местной власти, и требовал арестовать верующих. Реакция ОГПУ была мгновенной – начались допросы прихожан. С особым пристрастием допрашивали старосту, который не соглашался оговаривать своего пастыря. В конце концов, следователи сломали и его, сказав, что во время проведения обыска у о. Василия были найдены антисоветские документы. После этого случая староста провел собрание в церкви, где сказал прихожанам, что такой священник, который занимается контрреволюционной деятельностью, им не нужен.


На самом деле доказательств вины священнослужителя не было и то, что пытались вытянуть следователи из доносчиков, не хватило для принятия судебного решения. Но о. Василия все равно отправили в ссылку на 3 года в Сибирь.


Материал, которым пользовались следователи для осуждения


Кроме доносов со стороны неверующих, следователи для составления дела против священника использовали найденные в его доме обрывки писем, которые он писал. В них они усматривали контрреволюционную деятельность, намеренно искаженно истолковывая слова.


Письма в основном касались религиозных вопросов, а также состояния церкви в настоящее время. При желании, которое, конечно, было у следователей ОГПУ, из текстов можно было соорудить обвинение, но о. Василий умело и активно защищался, указывая на то, что за ним нет вины, да и доказательств у следствия недостаточно.


Время после ссылки


Посещая во время ссылки разные районы, священник видел большое запустение. Закрывались храмы, священников арестовывали, а верующие оставались без духовного попечения. Священник старался окормлять христиан и часто посещал различные населенные пункты с этой целью. Судьи, которые приняли решение отправить о. Василия в ссылку, руководствовались тем, что он, как опасный элемент, не может оставаться в таком свободном положении. Но отправив его в Восточную Сибирь, они сделали то, что священник приобрел немало детей для Христа и многих укрепил. Он продолжал делать вверенное ему Богом дело, несмотря на трудности. Даже в ссылке его могли не один раз арестовать, но верующие скрывали пастыря.


Когда окончился срок отбывания наказания, он смог перемещаться по другим городам и приезжал несколько раз в Москву. В 1936 году, когда гонения усилились, его вновь арестовали. Арестовали также и его супругу. Обвинение было для того времени обычным - контрреволюционная агитация. Суд приговорил мужа и жену к 5 годам ссылки в Архангельской области. Из-за тяжелых условий жизни о. Василий отошел к Господу через год в 1937 году 24 марта.

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий. Не забудьте указать свой e-mail, и телефон для связи.