Корзина пуста

Икона с окладом получила большую популярность в Русской Церкви

03.06.2019

икона в окладеИкона Православной церкви имеет длинную и интересную историю. Она пережила как времена расцвета церковного искусства, так и времена, когда сам образ становился предметом раздоров и гонений на нее. Несмотря ни на что почитание святых образов сохранилось в церкви до сегодняшнего дня.


Икона с окладом в деревянной рамке или в ризе


С самого начала существование церкви образы были скудны и немногочисленны, но уже несли в себе информацию для знающего человека. Так, например, известный в христианстве символ рыбы является одновременно и рыбой и монограммой слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Не зная этой христианской тайны, для читающего рыба останется рыбой, тем более что и на греческом языке, на котором писали монограмму, она читалась как «рыба».


Со временем, все больше отделяясь от языческого мира, христианские образы получают сильное развитие, неся библейские смыслы. Иконы в окладе или, как их стали называть, в ризе, также являются частью развития церковного прикладного искусства.


Икона в окладе получила большое распространение на Руси, настолько, что, например, философ князь Е. Трубецкой, называет это действие несознательным иконоборчеством. И это естественно, потому что лики на древних иконах были сильно темные, а оклады из золота или серебра, богато украшенные, производили большее впечатление, чем сам образ.


Само изобретение икон в окладе относят к XVI веку.


Какие бывают иконы в окладе


Материал, из которого изготавливают ризу или оклад, может быть разным и не только из металла. Он также может быть из цельного куска или деталей. Кстати слово «риза», которым стали заменять слово «оклад», ранее применялось только к детали самого оклада, к одеждам.


Распространены два основных вида икон в окладе, когда делают ризу заднего фона и всего образа, оставляя лишь руки, лица, ступни у Богомладенца и другие важные детали на иконе.


С XIX века начинают писать так называемые подокладные иконы, на которых изображают только лица руки и другие детали, которые не будут под ризой. Изготовление подокладных икон экономит время, но теряет в живописном искусстве.


После 1917 года, во время смены власти в Российской Империи и в годы правления большевиков много окладов было утрачено. Храмы подвергались ограблениям, а с икон снимали дорогостоящие ризы и украшения жертвователей. Сдирали оклады варварски, иногда даже ломая иконы.

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий. Не забудьте указать свой e-mail, и телефон для связи.