-
04.08.2023
Преподобный Макарий Желтоводский, новый Моисей Руси
Среди святых людей, которые жили на Руси, есть те, о предназначении которых можно было предвидеть с детства. Память этого святого церковь чтит 7 августа по гражданскому и 25 июля по церковному календарю
-
04.08.2023
Кристина или Христина – память святой мученицы
6 августа по гражданскому календарю и 24 июля по церковному Православная церковь чтит память святой мученицы Христины Тирской. -
27.07.2023
Святая мученица Иулия Карфагенская: память 29 июля по гражданскому календарю
29 июля по гражданскому и 16 июля по церковному календарю христиане чтут память мученицы Иулии
-
27.07.2023
Преподобномученик Ардалион: память 29 июля по гражданскому календарю
16 июля по церковному и 29 по гражданскому календарю православная церковь чтит память преподобномученика Ардалиона (Пономарева), в миру Александр
-
27.07.2023
Священномученик Петр Троицкий, память 15 июля по гражданскому календарю
28 июля по гражданскому календарю и 15 июля по церковному, православная церковь чтит память священномученика Петра Троицкого.
- архив новостей →
Икона Иоанна Крестителя «Ангел пустыни», секрет иконы
19.12.2020
Пророк двух заветов - так часто называют Иоанна Крестителя, или Предтечу Христова. Святой родился немного ранее Иисуса Христа в семье священника Захарии. Его рождение было чудом. Захария и Елисавета не могли иметь детей и были уже в преклонных годах, но однажды, во время Богослужения, священнику явился ангел, который возвестил ему, что у них будет ребенок.
Рожденному было предначертано стать великим пророком между двумя заветами, Ветхим и Новым. Его история и образ жизни подробно отображены в иконографии, которая называется: «Ангел пустыни».
Большая храмовая икона Иоанна Крестителя «Ангел пустыни»
На иконе Иоанн изображается с крыльями, что указывает на его ангельское служение и образ жизни, который приближен к небесному. Полное отречение от мира, от его удовольствий, от себя самого, все это указывает на стремление пророка к небесному.
Как ангел, он возвещает в проповеди покаяние и приближение Царства Небесного. В его руках свиток, на котором написаны слова из Евангелия, которые говорят о предстоящем суде и времени для покаяния.
Его проповедь призывает людей не только к раскаянию и печали о своих прегрешениях, но также к приложению усилий в перемене образа мыслей и жизни.
Большие храмовые иконы «Ангел пустыни» начали появляться в истории церкви в начале XIV века. Ранее пророк изображался без крыльев. В основу такой иконографии положен Евангельский текст, в котором Иоанна Крестителя называют ангелом: «как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мар.1:2).
Проповеди Иоанна Предтечи заключалась не только в словах, но также и в его внешнем виде, на фоне учителей того времени его жизнь и одежда сильно выделялись своей аскезой. Словно древний пророк восстал в Израиле, призывая Божий народ к покаянию. На иконе «Ангел пустыни» пророк изображается во власянице и гиматии. Гиматий – это верхняя накидка, а власяница – это грубая одежда из волос верблюда. Эта жесткая одежда из верблюжьего волоса, которая по толкованию некоторых церковных писателей, символически указывает на соединение и освящение двух народов: израильского и язычников.
Дело в том, что верблюд является животным, по закону Моисея наполовину чистым и наполовину нечистым. И относится к номинально чистому Израилю и нечистым язычникам.
Большая храмовая икона Иоанна Крестителя «Ангел пустыни»: с главой в руках
Еще один извод большой храмовой иконы «Ангел пустыни» изображается с главой Иоанна на дискосе или в сосуде. Такие образы на Руси стали появляться чуть позже первого, так как при Иоанне Грозном обычно писали образ без этого элемента.
Образ Иоанна Предтечи со своей главой в руке указывает на два временных периода: на его служение как проповедника покаяния и на его смерть от руки Ирода.
Одет он так же, как и на первой большой храмовой иконе. Гиматий власяница, в руке развернутый свиток с тестом из Евангелия, где написан призыв к покаянию. Этот образ также отличается от предыдущего тем, что на нем изображаются еще и жития, то есть, события из жизни Иоанна, взятые из Евангелия, истории церкви и протоевангелия Иакова.
Протоевангелие Иакова было написано во второй половине II века. В нем рассказывается о том, что, когда Ирод послал убить младенцев в Вифлеем и Пресвятая Богородица ушла с Иосифом и Богомладенцем в Египет, прибежища начала также искать и Елисавета с сыном Иоанном. Этот сюжет запечатлен в житиях на иконе «Ангел пустыни».
Большая храмовая икона Иоанна Крестителя «Ангел пустыни»: с Богомладенцем в чаше
Еще один интересный извод (разновидность) – это большая храмовая икона с Евхаристической чашей в руках пророка, где находится Богомладенец.
Иоанн держит в руках чашу, в этой же руке у него развернутый свиток и жезл. На конце жезла крест, что говорит о крестных страданиях Спасителя и о мученической смерти Иоанна Крестителя.
Правой рукой Иоанн указывает на Богомладенца в чаше, словно повторяя слова из Евангелия: «вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Иоан.1:29). Богомладенец в чаше также раскрывает перед молящимся жертву Христову за мир, за людей, которые будут вкушать из чаши его Плоть и Кровь, которая дает верующему жизнь вечную и исцеление от страстей и грехов. Лучшая жизнь ждет причастника Христовый Тайн не в плане настоящего земного странствования, а в плане будущей вечной жизни и помощи в умерщвлении плотских страстей.
Большая храмовая икона Иоанна Крестителя «Ангел пустыни»: с главой у ног
Еще один вид написания большой храмовой иконы «Ангел пустыни» с главой, изображенной на земле. Если в образе, где глава изображается в руках, можно усмотреть идею добровольного отдания себя на смерть, то в образе, где глава на земле, можно увидеть страдания Иоанна за правду от рук обличаемых им власть имущих.
В руках у него свиток с текстом и посох с крестом, как символ страданий за Христа.
Как принято описывать Иоанна на большой храмовой иконе?
Для написания икон существуют определенные правила, или каноны. Иоанна Крестителя принято изображать во власянице и в сандалиях, возрастом средних лет, по внешности евреем. Волосы и борода черные и вьющиеся.
Из одежды также добавляются хитон и гиматий.
На протяжении всей истории церкви Иоанн Предтеча бы верным помощником христиан и достойным примером в борьбе со страстями и умерщвления плоти. Как грозный пророк, он всем своим видом показывает, насколько страшен суд Божий и радостно блаженство на небесах, что стоит умертвить свои страсти и стремиться к Небесному Царству.
Комментарии
Пока нет комментариев