Корзина пуста

Храмовые иконы в церковном иконостасе. Пророческий чин, часть 2

09.08.2019

Давид4 ярус церковного иконостаса или, как его правильно называют, пророческий чин, говорит о древних пророках, которые возвещали пришествие Христа, движимые Духом Святым. В центре этого ряда помещают образ Богородицы Оранта или Одигитрия, а по обеим сторонам – ветхозаветных пророков, которые говорили о Христе.


Справа от Богоматери обычно помещают царя и пророка Давида, а слева его сына Соломона. У каждого и них в руке находится свиток с пророчеством о будущем Мессии.


На свитке пророка Давида могут быть написаны разные тексты, все они гармонично вписываются в семантику пророческого чина, например: «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!» (Пс.73:12) или «ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю» (Пс.101:20).


Икона царя Давида неспроста находится первой и по правую сторону от образа Богородицы и Спасителя. Он является не только пророком, который свидетельствовал о Христе в древности, но также и его праотцом. Другой пророк – Исайя – также занимает важное место в чине иконостаса, он записал такие слова: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис.11:1). Эти слова пророка сказаны о Спасителе, который будет потомком Иессея, отца Давида. И неслучайно икона именно этого пророка, возвестившему о происхождении Христа от корня Иесеева, располагается сразу после образа царя Давида.


У пророка Исайи, как и других святых в пророческом чине, в руках находится свиток, на котором написаны слова: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14).


Исайя жил за 8 столетий до Рождества Христова, а царь Давид по разным хронологиям за 9 или за 11 веков до Рождества Христова.


Давид мечтал построить храм, но этой чести был удостоен его сын Соломон, который также пророчествовал о грядущем Спасителе. В своих притчах он иносказательно говорит о Сыне Божьем, как о Премудрости. Святые отцы относят этот текст из притч Соломона (Прит.9:1) к тайне вочеловечивания Спасителя.


Соломон пишет: «Премудрость построила Себе дом», а один из древних святых церкви, священномученик III века Ипполит Римский толкует так: Премудрость – это Сын Божий, Который устроил, соткал Себе плоть и «Слово стало плотью» (Ин 1:14).


Другой священномученик III века Киприан Карфагенский пишет, что Соломон пророчески предвидел о жертве Христа и чаше, которую Ему придется испить (Прит.9:2).

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий. Не забудьте указать свой e-mail, и телефон для связи.