-
24.03.2023
Исповедник церкви Христовой пресвитер Василий Малахов. Память 24 марта
11 марта по церковному календарю, и 24 по гражданскому, Русская пПравославная церковь чтит память священноисповедника Василия Малахова, пресвитера. В этот же день отмечают свов тезоименитство христиане, которые были крещены в канун с именем Василий
-
16.03.2023
Преподобный Герасим Вологодский, память 17 марта
17 марта по гражданскому и 4 по церковному календарю христиане вспоминаю подвиг прп. Герасима Вологодского, он стал одним из тех подвижников церкви, который своим образом жизни многих людей на северо-западе Руси увлек ко Христу.
-
09.03.2023
11 марта, память священномученика Петра Варламова
В истории церкви есть немало мучеников и мучениц, которые для многих христиан являются примером подражания в вере и стойкости в борьбе за правду Христову
-
02.03.2023
Память мучеников Димитрия и Никиты за Христа пострадавших
Среди христиан-новомучеников есть немало героев веры из обычных активных прихожан.
-
02.03.2023
Память святителя Флавиана, патриарха Константинопольского
3 марта по гражданскому и 18 февраля по церковному календарю Православная Церковь чтит память святителя Флавиана Константинопольского, патриарха.
- архив новостей →
Храмовые иконы в церковном иконостасе. Пророческий чин, часть 1
09.08.2019
В Русской Православной церкви было время, когда Деисусный чин изменялся. Так, например, при патриархе Никоне в XVII веке вместо ангелов и святителей изображали 12 апостолов. По мнению некоторых специалистов, это немного умаляло характер вселенскости церкви и преемства от апостолов и до наших дней.
По традиции, после святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого следуют святые, чтимые поместной церковью.
Следующий чин церковного иконостаса, который возвышается над Деисусным, называется пророческим.
Иконография четвертого, пророческого чина в иконостасе храма
В центре размещают образ Богородицы. В древности в основном использовали икону Богоматери «Знамение», которая относится к иконографическому типу Оранта. Этот образ особо подчеркивает смысловой порядок чина. Со временем икону «Знамение» стали заменять образом Богородицы, сидящей на престоле.
На иконе Знамение Богоматерь изображается с поднятыми кверху руками, что говорит об усиленном молении к Господу. В области груди у Нее расположен круг, а в нем Богомладенец.
Круг или медальон, в котором помещена фигура Спасителя, как бы приоткрывает перед верующим человеком тайну зачатия Сына Божьего от Святого Духа. «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына …», - пишет пророк Исайя. Он особо указывает, что дева, а не женщина приимет во чреве и это знамение Божье для одних стало спасением, а для других преткновением.
Чтобы подчеркнуть особенность этого пророчества и учение церкви, на храмовой иконе «Знамение» Богоматерь изображают в одеждах двух цветов: в синей тунике и красном мафории. Эти сочетания говорят о приснодевстве Марии и о том, что Дева стала Матерью, а Мать осталась Девой.
На мафории Богородицы изображаются 3 звезды, которые в иконографической символике свидетельствуют о Ее чистоте, а также и о Святой Троице. На некоторых иконах, которые относятся к типу Одигитрия, где Богомладенец сидит на руке Марии, одна звезда может быть Им закрыта, как свидетельство присутствия одного из лиц Святой Троицы.
Голова Младенца на иконе изображена в нимбе на фоне креста. Этот крест напоминает верующему человеку, что пророки говорили не только о рождении Христа, но также и о Его крестных страданиях и о славе, которая должна была открыться в Его воскресении.
На образе традиционно пишут буквы, по которым человек может узнать, кто перед ним изображен. Так над Богородицей обычно пишется Мария Богородица, а над головой Спасителя с одной стороны Иисус, а с другой Христос в сокращении «ИС» и «ХС». Продолжение
Комментарии
Пока нет комментариев