Корзина пуста

Храмовые иконы в церковном иконостасе. Праотеческий чин, часть 4

21.08.2019

нойСледующей в праотеческом чине иконостаса после Адама справа от иконы Троица размещают большую храмовую икону Ноя. Ной обычно изображается с ковчегом в руках, поэтому узнать его несложно. В основе иконографической схемы праотца Ноя лежит библейский сюжет кары Божьей за человеческие грехи.


Ной стал проповедником правды в древнем мире, он возвещал о грядущем наказании Божьем и призывал людей обратиться к Нему и войти в ковчег для спасения. Проповедь Ноя длилась все то время, пока он строил ковчег. Он приглашал людей войти в него для того, чтобы спастись от Божьего гнева. Библейская история с Ноем является прообразом того, о чем сегодня возвещает церковь.


Ковчег является образом церкви, а Ной - образом Спасителя, который вводит людей в ковчег спасения, как через водное крещение, в церковь. После того, как Ной и его семья вошли в ковчег, древний мир бы потоплен водой, от его сыновей произошли племена послепотопного периода. Самым известным сыном Ноя является Хам, от его имени произошло нарицательное слово «хам».


После того, как Ной и его семья вышли из ковчега, Бог дал им знамение, которое мы часто видим на небе во время или после дождя, это радуга. Радуга должна напоминать человечеству, что мир не будет более погублен водой. Апостол Петр пишет, что теперь мир будет погублен огнем. Единственное место, которое дает спасение людям от наказания Божьего, = это церковь.


После праотца Ноя обычно следует большая храмовая икона Мелхиседека. В основе этого образа лежит библейское повествование о встрече Авраама и Мелхиседека из книги Быт. 14 гл. Мелхиседек вышел навстречу Аврааму, когда тот возвращался с победой над врагами, взявшими в плен его сродников. Мелхиседек благословил Авраама, так как сам был священником Бога. Мелхиседек изображается на иконе держащим в руках хлеб и вино. Именно эти дары он вынес навстречу Аврааму, когда благословлял его. В древности на Востоке традиция встречать дорогих гостей с хлебом и вином была распространена так же, как и у славян встреча с хлебом и солью. Но некоторые писатели усматривают в этом прообразно пришествие Самого Сына Божьего от семени Авраама. Сам Спаситель говорил о себе, что является истинным хлебом, который сошел с неба; и сегодня в церкви для Причастия приносятся хлеб и вино, которые претворятся в Тело и Кровь Господню.

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий. Не забудьте указать свой e-mail, и телефон для связи.