-
04.08.2023
Преподобный Макарий Желтоводский, новый Моисей Руси
Среди святых людей, которые жили на Руси, есть те, о предназначении которых можно было предвидеть с детства. Память этого святого церковь чтит 7 августа по гражданскому и 25 июля по церковному календарю
-
04.08.2023
Кристина или Христина – память святой мученицы
6 августа по гражданскому календарю и 24 июля по церковному Православная церковь чтит память святой мученицы Христины Тирской. -
27.07.2023
Святая мученица Иулия Карфагенская: память 29 июля по гражданскому календарю
29 июля по гражданскому и 16 июля по церковному календарю христиане чтут память мученицы Иулии
-
27.07.2023
Преподобномученик Ардалион: память 29 июля по гражданскому календарю
16 июля по церковному и 29 по гражданскому календарю православная церковь чтит память преподобномученика Ардалиона (Пономарева), в миру Александр
-
27.07.2023
Священномученик Петр Троицкий, память 15 июля по гражданскому календарю
28 июля по гражданскому календарю и 15 июля по церковному, православная церковь чтит память священномученика Петра Троицкого.
- архив новостей →
Большие храмовые иконы в Православной церкви
02.10.2019
Церковная икона имеет свою историю и традицию. Нужно отметить, что иконография в таком виде, как мы имеем сегодня, не была такой с I века. Искусство развивалось постепенно, беря от мира то, что могло быть полезным и понятным верующим.
Символика жестов на больших храмовых иконах
История жестов в церковной иконографии развивалась постепенно. Не сразу те же перстосложения прочитывались в евангельском контексте как символы догматов. Прежде всего, это риторические жесты, которые были знакомы римлянам.
Так, например, мы видим на храмовой иконе XII века перстосложение Спасителя в таком виде: Его средний и безымянный пальцы согнуты под большой, а мизинец и указательный вытянуты вперед. Это жест в древности означал призыв оратора ко вниманию к отдельному тексту.
Часто на иконах Одигитрия и Путеводительница можно увидеть Богомладенца, Который протягивает правую руку вперед с перстосложением, выглядящим таким образом: безымянный палец согнут под большой, а остальные вытянуты вперед. Этот жест указывает на начало речи Спасителя, на Его обращение к слушающим.
Еще один жест связан с указанием или порицанием – все пальцы согнуты, а только указательный выставлен вперед. Это перстосложение многим знакомо с детства и сегодня не утратило своего первоначального значения.
Еще один сложный для толкование жест на больших храмовых иконах Спасителя – это выставленные вперед два пальца: указательный и безымянный, остальные согнуты под большой. Многие считают, что это двуперстное благословение, но изначально этот жест понимался как прямая речь.
Символика цвета на больших храмовых иконах
Со временем церковная иконография приобретает прочитывание цвета в догматическом контексте. Так, например, синий или голубой цвет туники Богородицы читается как Ее девство, а красный цвет мафория, верхней накидки, как Ее материнство.
Эти два цвета также используются при написании иконы Спасителя. Обычно Иисус Христос одет в гиматий и хитон. Гиматий – это верхняя одежда, плащ, а хитон – нижняя, рубаха.
Обычно гиматий на больших храмовых иконах изображается в синем цвете, чтобы указать на божественную природу Спасителя, а хитон – в красном, чтобы акцентировать внимание на человеческой природе Христа.
Синий и красный – это особые и основные цвета иконографии. Кроме них, есть и другие, которые также имею прочтение в библейском контексте.
Пример прочтения большой храмовой иконы Казанской Богородицы
Казанская икона Божьей Матери была явлена жителям Казани в удивительных обстоятельствах, которым предшествовало распространение православной проповеди среди татар. Многие магометане обращались в православие, а их дети проявляли невероятные способности в обучении. Конечно, это не нравилось закостенелым магометанам и, когда произошел пожар, который все испепелил, лидеры языческих кланов стали говорить о том, что их постигло горе из-за христиан.
Верующим было сложно в таких обстоятельствах восстанавливать свои жилища, но случилось чудо, которое вдохновило и укрепило их. Одна девочка нашла образ Богородицы, который был ей явлен во сне, и с тех пор эта большая храмовая икона называется Казанская.
Сам образ относится к типу Одигитрия. Младенец сидит на левой руке Богоматери, а правой Она указывают на Него, как на Спасителя и жертву за грехи людей.
Сам Младенец может быть изображен в одежде, где преобладает белый цвет, что говорит о Его святости. Персты на Его правой руке сложены следующим образом: мизинец и безымянный согнуты под большой палец, а указательный и средний выпрямлены. Этот знак говорит молящемуся о прямой речи и об обращении Христа к нему.
На большой храмовой иконе Казанской Богородицы на мафории изображаются звезды, которые указывают на непорочность святой Девы.
Большие храмовые иконы в истории человечества
Образы святых, Спасителя и Богородицы претерпевали в разные периоды истории гонение. Особенно отмечен иконоборческий период и времена лихолетья правления власти большевиков в России.
Во время иконоборчества иконы уничтожали и запрещали под предлогом текста Писания «не сотвори себе кумира», якобы святые образы – это идолы. Собор осудил такое суждение, указывая, что почитание святых образов нужно отличать от почитания Самого Бога. К движению иконоборчества примкнуло множество еретиков, которые видели в богословском трактовании икон несоответствие с их ересью.
В Советском Союзе было все намного проще. Иконы объявили пережитком прошлого и их массово уничтожали, чтобы лишить людей их святынь, а вручить им веру в светлое будущее без Бога.
Большие храмовые иконы сегодня
В наши дни, когда на земле славян идет возрождение Православия, иконография развивается как искусство и как способ проповеди среди населения.
Нет ничего лучше образа, передаваемого церковью как проповедь Евангелия. Практически в каждом доме можно сегодня увидеть икону святого, Спасителя или Богородицы.
Комментарии
Пока нет комментариев