Корзина пуста

Аравийская икона Богородицы была написана не позднее IV века – память 19 сентября

18.09.2019

АравийскаяЦерковь сохранила много икон, которые восходят к самым древним временам. Так, одна из них – это Аравийская икона Богородицы. Образ Пресвятой Девы относится к 301 году, но некоторые исследователи полагают, что, скорее всего, ее появление можно отнести к I веку и связывают ее прославление с подвигом апостола Фомы в Индии.


Храмовая икона Богородицы также именуется «О Всепетая Мати» из-за того, что на краях Ее мафория написан текст из акафиста Богородицы из 13 кондака. Этот молитвенный текст прославления говорит о рождестве Иисуса Христа и о том, что Богородица удостоилась великой чести, что Ею словно по лестнице снизшел к людям не ангел, не пророк, а Сам Бог.


На другом краю мафория написан другой текст «Взбранной Воеводе победительная» - это текст из духовного стиха, который был посвящен Богородице в VII веке, когда по молитвам перед Ее образом Константинополь был спасен от нападения славян, авар и сасанидов.


Образ Богородицы, именуемый Аравийская, написан по типу Одигитрия, то есть Путеводительница, но есть некоторые отличия от привычного типа. Прежде всего, на мафории Приснодевы нет звезд, на их местах изображение херувимов в медальонах. Некоторые исследователи предполагают, что изображение херувимов свидетельствует о Триединстве Бога. Если иконописец писал образ в начале IV века, то, вероятно, хотел закрепить в образе догмат о Святой Троице.


Звезды, которые обычно изображают на мафории, свидетельствуют о непорочности Девы, но их отсутствие не умаляет непорочности, так как о непорочности также свидетельствует и Ее одеяние.


Мафорий Богородицы обычно красного цвета или темно-красного, что говорит о Ее материнстве, а туника – синего или голубого, что свидетельствует о Ее непорочности и девстве. Богомладенец в отличие от привычного нам типа Одигитрия сидит не на руке Богородицы, а на Ее коленях, обеими руками Она словно поддерживает Дитя. В самом образе чувствуется легкость и воздушностью, что указывает на то, что верующие приступили не к «горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре» (Евр.12:18), а «ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов» (Евр.12:22).


Некоторые исследователи видят в этом образе больше тип Умиление, чем Одигитрия из-за динамики самого изображения и из-за передачи молящемуся повествования о более нежных отношениях между Богородицей и Спасителем или Спасителем и человечеством.

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий. Не забудьте указать свой e-mail, и телефон для связи.