Корзина пуста

11 марта, память священномученика Петра Варламова

09.03.2023

В истории церкви есть немало мучеников и мучениц, которые для многих христиан являются примером подражания в вере и стойкости в борьбе за правду Христову. Таким был и священномученик Петр Варламов. Святой родился в семье крестьянина в 1897 году. Родители его жили бедно и, кроме него, у них было еще 3-е детей. Глава семейства умер, когда Петру еще не было и 9 лет. Несмотря на тяготы жизни, Петр смог окончить сельскую школу, а в 1915 году прошел курсы псаломщиков и дьяконов.


После этого он стал служить при церкви псаломщиком в Уфимской губернии, в Стерлитамакском уезде. В 1915 году Петр обвенчался с Анной Портновой, которая получила образование в пансионе и работала учителем в сельской школе. Так как семья Анны была бедной, и родители не могли дать ей образование, о ней позаботилась княгиня Кугушева, которая и обеспечила ей обучение. Анна Ивановна, как преданная спутница своего мужа, переносила с ним все беды, выпавшие на его долю. Чаша скорбей, которую ей пришлось испить, иногда была непосильной для женщины и матери, но все же она смогла все перенести с Божьей помощью. После ее смерти в ее документах была найдена записка-молитва: «Благодарю Тебя, Господи Боже, за все: за жизнь, за невзгоды, прожитые мною, за разлуку с любимым мужем моим, за муки и радость... за все Тебя, Боже, благодарю...».


Спокойную жизнь народа всколыхнула революция, смена власти и гражданская война. В местах, где жил священномученик Петр, также разразилась война между большевиками и белой гвардией. Территория переходила из рук в руки. Приходу каждой власти сопутствовали грабежи, аресты и часто бессудные казни. В это время Петру Яковлевичу приходилось укрывать многих людей от расправы как с одной, так и с другой стороны. Он прятал большевиков от расправы над ними белогвардейцами и белогвардейцев от расправы над ними советской властью.


Когда в уезде полностью верх взяли большевики, Казанский храм опустел, так как иерей, который в нем вел службы, ушел вместе с войсками. Прихожане не пожелали оставаться без духовного отца, поэтому начали упрашивать Петра стать их священником. Это было особо тяжелое время для церкви, так как по всей стране начиналась кампания по лишению прав верующих и всяческого притеснения. Священнослужителей сажали в тюрьмы, расстреливали, имущество изымали, храмы закрывали.


Видя все это и понимая, что предстоит пережить ее мужу, Анна Ивановна сильно протестовала. Не был согласен с этим и сам Петр, он говорил, что еще молод для этого служения, к тому времени ему было всего 22 года. Уговоры продолжались и в конце концов в 1919 году он дал свое согласие на возведения в иереи. Отец Петр был энергичным священнослужителем. Он не только заботился о пастве, но занимался с большим усердием домашними делами, был хорошим знатоком садоводческого дела, держал скот, сеял.


Впоследствии его так и охарактеризуют свидетели, которые будут давать показания, что он человек энергичный, умный, вежлив, тактичен, личным примером христианской жизни приобрел авторитет среди верующих, имеет большое влияние на молодежь и т. д. Конечно, такой священнослужитель был словно бельмо на глазу у местной власти, среди которой в основном были безбожники. Поэтому через некоторое время, после активной службы местные активисты подожгли дом священника. Жить стало негде.


Местные крестьяне приняли решение выделить о. Петру и его семье жилье в пустующем доме, который принадлежал сельскому обществу. Дом был холодный и непригодный для жизни. Власти также приняли решение в одной из комнат этого дома разместить красный уголок. Священник предложил сельсовету свои услуги по чтению лекций о садоводстве и пчеловодстве в этом уголке, но они, боясь его влияния на молодежь, отказали. В таких условиях жить было довольно тяжело, поэтому о. Петр попросил крестьян выделить ему землю под строительство дома, а сам продал имущество и купил в другом селе дом, который и перевез на новое место. Не успели Петр Яковлевич и Анна Ивановна заселиться с детьми в доме, как власти снова придумали для них испытание. Они приняли решение отдать их землю в пользование избе-читальне. Это уже был 1927 год. На службе пастырь обратился к прихожанам и попросил вступиться за него перед местными властями.


Крестьянам удалось в этот раз защитить священнослужителя, оставить за ним землю, но вскоре власти потребовали от его семьи налога в размере 470 руб. Такой большой суммы у него не было и снова пришлось обратиться за помощью к прихожанам храма. Ему заняли средства на налог, но он не смог оплатить его вовремя, поэтому местные власти потребовали от него штраф. Председатель сельсовета предложил отдать единственную кормилицу, корову. Анна Ивановна не могла смириться с такими поборами и сопротивлялась даже тогда, когда Петр Яковлевич согласился. В итоге корову увели со двора, а ее хозяйка не перенесла такой потери и у нее случился обморок.


Вскоре снова потребовали налог, но уже в количестве 1000 руб. Крестьяне помогли собрать деньги для платы, но их не хватило на все выплаты. В 1929 году гонение на церковь со стороны советской власти усилилось. О. Петра арестовали. Перед арестом власти инициировали закрытие храма, началось противостояние между верующими и властями. Анна Ивановна, предвидя, чем все закончится, просила о. Петра переехать к родне в другое место. И он уже почти согласился, но когда посетил монахинь, которые жили неподалеку и увидел их как сирот, то принял решение остаться. Дело священника длилось год с 1929 по 1930. Прихожане со своей стороны делали все возможное, чтобы пастырь их был освобожден. Писала письма с просьбой о помощи Анна Ивановна, которая осталась с 5-ю детьми на руках. Самой старшей была девочка, которой только исполнилось 8 лет, а младшей было всего 7 месяцев. Работал также и адвокат, чтобы освободить священника. Все правовые труды в борьбе за свободу иерея с новой властью были абсолютно бесполезны.


Развалившееся дело было отправлено судом на новое расследование в ОГПУ, судья специально затягивал процесс. При личной встрече он сказал Анне Ивановне: «Если мы вашего отпустим, то надо партийных людей засадить, потому что они ложь написали. Мы же не можем этого сделать — священника освободить, а партийных людей засадить».


Вскоре заключенных повели этапом в Уфу пешком. О. Петр был уже болен. Его супруга пыталась пробиться к нему, чтобы передать передачу и, когда это получилось, священномученик передал ей бывший при нем пуховый шарф для своих дочерей. В Уфе дело сфабриковали и обвинили священника в том, что он вел антисоветскую деятельность и состоял в ячейке кулаков. Тройка ОГПУ приговорила священника к расстрелу. 11 марта 1930 года приговор привели в исполнение и о. Петра похоронили в безызвестной могиле.


На иконе священномученик изображает с крестом в правой руке, что говорит о его добровольной подвиге мученичеств за Христа - то, что предвидели его жена Анна и он сам, когда согласился на просьбы верующих стать для них духовным отцом и слугой. Его подвиг для многих сегодня может стать примером верности, любви к ближним, а также усердии во всем. Он не только усердно трудился на ниве Божьей, но и старался питаться от трудов своих рук.

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий. Не забудьте указать свой e-mail, и телефон для связи.