Корзина пуста

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский – память 27ноября

27.11.2019

Палама27 ноября Православная церковь чтит память великого писателя и полемиста, святителя Григория Паламы. Григорий родился в конце XIII века в семье знатного человека, который вынужден был бежать с семьей из Малой Азии в Константинополь. Семейство Григория было очень набожным, а его отец Константин был сенатором при дворе императора Андроника II.


Воспитываемый при царском дворе, Григорий получил самое лучшее образование. Он изучил Аристотеля, но отказался изучать Платона, так как считал, что его философия противоречит христианскому мировоззрению. Когда Константин Палама умер, на плечи Григория, как старшего мужчины в семье, легла забота о матери, братьях и сестрах. К этому времени он уже принял решение стать монахом. Конечно, император видел его в качестве своего придворного, и у молодого человека были большие шансы сделать отличную светскую карьеру, но будущий защитник Православия выбирает ангельский путь.


Святитель уговаривает свою мать, братьев и сестер также принять иноческую жизнь и они, согласившись, поселились в обителях Константинополя, а два брата отправились с ним на Афон. Святая гора издавна была облюбована аскетами и монахами, со временем она разрослась в интернациональное монашеское государство.  

 

Широкую известность Григорию принесло событие, связанное с Варлаамом, который приехал из Италии в Константинополь и очень быстро сделал блестящую карьеру. Он произвел хорошее впечатление на императорский двор своей образованностью и внешностью. Ему доверили преподавание в Константинопольском университете. Произошло это при императоре Андронике III, который был дружен Григорием Паламой в юности. Варлааму были доверены переговоры с легатами папы Римского, которые были проездом в Константинополе и решили обсудить вопрос filioque, который стал основным разделяющим фактором в церкви. «Филиокве» - это изменение, которое внесли в Римской церкви в 8-й член символа веры. В той части, где написано, что Дух Святой исходит от Отца, в западной церкви добавили «и от Сына», таким образом введя ересь и нарушив церковное единство.


Конструктивного диалога между Варлаамом и легатами Рима не вышло. Он с иронией критиковал учение Фомы Аквинского и взгляды Вильгельма Оккама, на что легаты сильно обиделись и, прекратив диалог, уехали. Тексты Варлаама, которые были написаны в контексте диалога с легатами, и его критика разошлись далеко и дошли даже до Афона. Одним из важных моментов, на котором настаивал Варлаам и из-за которого у него завязалась впоследствии полемика со святителем Григорием Паламой, – это вопрос познания человеком Бога. Варлаам утверждал, что человеку это не дано.


Григорий Палама в своем письме вежливо показал Варлааму: «да, Бог не ведом, но разве Он не дает Себя знать в откровении и в самом воплощении?». Кроме этого, Палама также описал опыт богообщения монахов- исихастов. После некоторого изучения практики исихастов Варлаам обвинил их в разновидности ереси мессалианства и богомильства. Святитель Григорий стал на защиту исихазма и из этой полемики вырос серьезный диспут, который выявил ошибочные представления во взглядах Варлаама.


Временем начала спора можно назвать 1338 год, когда святитель Григорий изложил свои доводы в письменном виде «Триады в защиту святых исихастов». А в 1340 году был написан так называемый «Святогорский томос», в написании которого принимал участие святитель. В 1341 году состоялся собор, на котором был диспут Григория Паламы с Варлаамом, собор принял решение в пользу святителя, который говорил, что Бог не доступен, но открывает Себя людям в нетварных энергиях, которые доступны восприятию и обращены к миру, как Фаворский свет.


Несмотря на победу и православность учения святителя Григория и осуждения собором Варлаама, соперник святителя имел в высоких кругах своих приверженцев. Это Акиндин, который ранее был другом Григория и патриарх Иоанн XIV Калека.  Они обвинили паламитов в смуте, а самого Григория патриарх отлучил от церкви и отправил в заключение, где он пробыл 3 года до смены патриарха. Новый предстоятель церкви вернул святители и поставил его архиепископом Фессалоник. Православность учений Григория Паламы была засвидетельствована на Влахернском Соборе в 1351 году. Святитель на сразу был принят в Фессалониках, а еще с ним приключилась беда: в одну из поездок в Константинополь корабль, на котором он плыл, захватили турки и несколько раз перепродавали его как раба. За 3 года до смерти он вернулся в Фессалоники и в 1359 году мирно скончался, почив в Господе. Перед самой кончиной ему явился святитель Иоанн Златоуст, который призвал его такими словами: «В горняя! В горняя!»


Канонизирован святитель через 9 лет после своей смерти.

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий. Не забудьте указать свой e-mail, и телефон для связи.