-
04.08.2023
Преподобный Макарий Желтоводский, новый Моисей Руси
Среди святых людей, которые жили на Руси, есть те, о предназначении которых можно было предвидеть с детства. Память этого святого церковь чтит 7 августа по гражданскому и 25 июля по церковному календарю
-
04.08.2023
Кристина или Христина – память святой мученицы
6 августа по гражданскому календарю и 24 июля по церковному Православная церковь чтит память святой мученицы Христины Тирской. -
27.07.2023
Святая мученица Иулия Карфагенская: память 29 июля по гражданскому календарю
29 июля по гражданскому и 16 июля по церковному календарю христиане чтут память мученицы Иулии
-
27.07.2023
Преподобномученик Ардалион: память 29 июля по гражданскому календарю
16 июля по церковному и 29 по гражданскому календарю православная церковь чтит память преподобномученика Ардалиона (Пономарева), в миру Александр
-
27.07.2023
Священномученик Петр Троицкий, память 15 июля по гражданскому календарю
28 июля по гражданскому календарю и 15 июля по церковному, православная церковь чтит память священномученика Петра Троицкого.
- архив новостей →
Рождество Господа Иисуса Христа – 7 января
02.01.2020
7 января Православная церковь встречает самое великое событие в человеческой истории – Рождество Христово!
В православной традиции этот праздник относится к двунадесятым, которые являются основными в церковном календаре. Для христианина рождение Иисуса Христа - не просто праздник, который подобен другим, но событие, влияющее на спасение, событие, которое раскрывает Божий замысел в отношении всего человечества.
Верующие готовятся к этому торжественному событию особо, подготавливают себя постом и молитвой и, словно волхвы, проделывают длинный путь, который исчисляется днями Рождественского поста, чтобы прославить Христа.
О Рождестве Спасителя мы узнаем из Евангелий – это книги, которые включены Церковью в канон Нового Завета. Всего их 4, а само слово «Евангелие» имеет греческое происхождение и переводится на русский язык как «добрая весть». Более подробно Рождество Иисуса Христа описано евангелистами и апостолами Матфеем и Лукой. Образы евангелистов заняли важное место также и в церковной символической живописи и архитектуре.
Так, на больших храмовых иконах Лука изображается вместе с тельцом, Марк - со львом, Иоанн - с орлом, а Матфей - с ангелом. Эти образы можно увидеть на Царских Вратах церковного иконостаса, где евангелисты обращены к разным сторонам света, что говорит о проповеди Евангелия всем народам. Евангелисты также могут быть обращены в алтарь, чтобы молящийся больше сосредоточился на Самом Христе. Евангелистов также изображают на архитектурных элементах, которые называются парусами, они соединяют купол храма со стенами церкви, что символически означает соединение небесного и земного через добрую весть об Иисусе Христе.
Евангелист Матфей пишет о Рождении Спасителя и начинает свое благовестие с родословия, что весьма важно для первого читателя, которыми были верующие из иудеев. Необходимо также отметить тот факт, что во второй половине I века уже были еретики, которые назывались докеты. Эти еретики утверждали, что Христос не родился во плоти, не воспринял истинную человеческую плоть, а пришел призрачно, к тому же евангелист Лука пишет: «Как уже многие начали составлять повествования …» (Лук.1:1). То есть, уже во время апостолов ходили различные версии Евангелий, но мы видим, что церковь ввела в состав канона только 4 книги, а остальные, которые не соответствовали тому, во что всегда верила церковь, были отвергнуты.
В родословии Иисуса Христа в евангелии от Матфея есть несколько важных элементов, которые сразу бросаются в глаза – это имена великих людей Давида и Авраама, а также упоминание четырех женщин, а для человека, который не знаком с иудейской традицией, странным покажется то, что все имена мужские и евангелист пишет, например: «Иессей родил Давида», то есть, пишется, что мужчина рождает, а не женщина.
Известный толкователь и экзегет XII века Евфимий Зигабен объясняет это так: «Был обычай составлять родословные только чрез мужчин. Муж вливает семя, и он есть начало и корень дитяти и глава жены; а жена, согревающая, питающая и возращающая семя, дана в помощь мужу».
Тот факт, что евангелист Матфей упоминает прежде Давида, а не Авраама, хотя Авраам был старше, говорит о популярности в то время имени царя Давида; и действительно, как это будет видно в Евангелие от Матфея, Иисуса Христа простой народ часто, так и именовал – «Сын Давидов».
Давиду и Аврааму Бог обещал, что от их семени на престол взойдет Мессия, истинный Царь Израилев и Спаситель, и в контексте этого представление родословия становится важным фактом, который подтверждает исполнение пророчества в Иисусе Христе. Несмотря на то, что Ирод Великий сжег все таблицы родословия иудеев, чтобы сложно было доказать, что он не имеет права быть царем иудейским, так как был идумеянином по национальности, евреи хранили и имели домашние списки своих родословий.
В родословии Спасителя используются имена четырех женщин две из них являются язычницами – Руфь и Рахав, а две – Вирсавия и Фамарь – связаны с нехорошим поступком, который обличает Давида в прелюбодеянии и убийстве мужа Вирсавии и одного из патриархов израильского народа Иуду в блуде. Матфей намеренно упоминает именно этих женщин, не других, которые могли бы стать примером благочестивой жизни.
Этот факт показывает читателю, что гордиться нечем, что грехом страдали даже славные люди и что Спаситель не погнушался их, не отверг, но, входя в мир от Марии, Которая принадлежала к дому Давида, освящает этот род. Использование Матфеем имен язычниц Рахав и Руфи пророчески указывает на распространение спасения в Иисусе Христе не только на потомков Авраама, но также и на язычников, которые призваны через проповедь Евангелия в Церковь.
Евангелие от Матфея с самого начала говорит о том, что Спаситель, рождаясь от Марии, а не через Нее, воспринял от нее истинную человеческую кровь и плоть, человеческую природу. Только таким образом стало возможным спасение для людей, через Рождество Сына Божьего, через Его вочеловечение.
Преподобный Максим Исповедник, делая комментарий на текст из послания (Евр. 2:14), указывает, что, приняв человеческое естество, Спаситель через это воскрешает, исправляет и освящает естество человеческое, возвращая его к Богу: «… для рода человеческого эта плоть [Боговоплощение] стала жизнью, воздвигая все естество [человеческое], как заквашенное тесто к воскресению жизни».
Заканчивая родословие, евангелист и апостол Матфей обращает внимание читателя на необыкновенность зачатия Спасителя Марией от Духа Святого. Он также подтверждает Его чудесное рождение словами из книги пророка Исайи, что было очень важно для читателя-иудея, для которого текст из пророка был сильным аргументом. Для Иосифа, который знал, что Дева была безупречной и чистой, факт обнаружения Ее беременной был удивителен он хотел Ее отпустить. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Иосиф, зная ее непорочную чистоту и удивляясь происшедшему, покрыл молчанием то, тайны чего он не постигал». Необходимо также отметить, что каждая девица из дома Давидова считалась потенциальной матерью Помазанника Божия. Его рождение все понимали, как обыкновенное дело, нужно выйти замуж и родить от мужа сына, который может быть обещанным Христом. Мария же, считая себя недостойной, приняла решение хранить девство, о чем узнали священники и обручили ее Иосифу, который был человеком праведным и мог бы позаботиться о чистоте Богородицы.
То, что Мария действительно не собиралась вступать в интимную связь с мужчиной, видно из Ее ответа ангелу Гавриилу (Лк. 1:34), который сказал Ей, что Она родит Сына. Богородица удивилась такому благовестию и это удивление видно в Ее словах «как это будет, когда я мужа не знаю?». Для девушки, которая не планировала хранить девство, такое благовестие не должно вызывать удивление, то, как рождаются дети, знали все.
Ей было возвещено о чуде, которое было сказано пророком Исайей: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Матф.1:23). Не всегда пророчество понятно, а иногда даже до тех пор, пока оно не исполнится, так случилось и с Богородицей, на Ней исполнилось древнее обещание Бога, от Нее произошло Боговоплощение.
Для верующего человека праздник Рождества Христова связан с его спасением и возможностью восстановления Богообщения в Христовой Церкви.
Комментарии
Пока нет комментариев