Корзина пуста

От Полтавы до Омска. Жизнь священноисповедника Сильверста

15.07.2022

XX век был особым периодом для Русской православной церкви. Первая его половина была отмечена страшными преследованиями христиан. В этих страданиях, словно звезды на небе, появились священнослужители и миряне, которые своим подвигом, неустанным трудом, терпением сохранили веру Христову и передали ее будущему поколению. Среди таких героев веры церковь вспоминает 16 июля по гражданскому календарю священноисповедника Сильвестра (Ольшевского).


Молодые годы священноисповедника


В крещении священноисповедник Сильвестр был назван Иустином. Родился он в 1860 году в семье дьякона в Киевской губернии. Когда мальчик подрос, его отдали на обучение в Киевскую Духовную семинарию.


Там он показал себя талантливым и способным учеником. Преподаватели оценили это и рекомендовали молодого человека в качестве чтеца Сильвестру (Малеванскому). Это был известный богослов и догматист. Дело в том, что профессор имел плохое зрение и ему нужен был помощник для чтения книг и для письма. Благодаря такому труду молодой семинарист преуспевал в богословии и нравственной жизни, так как Сильвестр был хорошим примером во всяком поведении. После окончания семинарии владыка Сильвестр рекомендовал талантливого юношу в Киевскую Духовную академию, которую тот успешно закончил в числе первых кандидатов.


Выбор направления в церковном служении


Каждые каникулы во время обучения в семинарии и академии Иустин проводил в родном селе, где служил при церкви его отец. Он обратил внимание на распространение в то время различных сект и особенно секты штундистов. Его заинтересовал этот вопрос, он стал подробно изучать их учение, быт, мировоззрение. Впоследствии эти наблюдения ему пригодились на миссионерской работе.


После окончания учебы Иустин уже не сомневался, что он будет трудиться на миссионерском поприще и содействовать просветительской работе, а также обращению сектантов и раскольников в церковь.


Его руке принадлежат такие труда, как:


  • «Борьба со штундой»;
  • «В вере ли вы»;
  • «Обличение штундизма (в библейских текстах)»;
  • «Пути спасения»;
  • «Русские святые из мирян».


Священноисповедник трудился в Полтавской епархии, участвовал во многих миссионерских съездах, посещал другие губернии с миссионерскими целями. Он стал известным служителем в России из-за того, что действительно приносил много пользы.


В 1914 году, уже будучи епископом Сильверстом, он был переведен в Челябинск, а в 1915 году был назначен епископом Омским и Павлодарским.


Служение Богу во время революции и гражданской войны


Революция и гражданская война застали владыку на кафедре Омского епископа. После участия в соборе 1918 года, где был избран патриарх, он возвращался через Полтаву в свою епархию.


В стране тогда было трудно с железнодорожным транспортом, и он со своим спутником попросился в вагон к солдатам, которые возвращались с фронта домой. Так случилось, что в этой теплушке находились агитаторы безбожники, которые начали возмущаться появлением священника в вагоне. Агитаторы начали укорять солдат и оскорблять православную веру.


Владыка Сильвестр решил, что необходимо сказать слово в защиту вероисповедания. Он громко обратился к солдатам и сказал им, что если они признают свободу, то необходимо признавать ее для всех, как для неверующих, так и для верующих. Не нужно обижать ни тех, ни других. Еще и другими словами он увещевал своих спутников.


После этого солдаты засыпали владыку самыми разными вопросами, которые относятся к религии, он с большим удовольствием отвечал на них и с усердием разъяснял все, что было непонятно. На первой же станции агитаторы вышли из вагона и больше не возвращались в него.


Владыка долго ехал со своими спутниками, наблюдал за их характером, за тем, как они себя ведут, что говорят. Его сильно огорчало то, что все они постоянно сквернословили и он решил повлиять на эту беду.


В канун воскресного дня он обратился к спутникам и сказал:


«Братцы не мудрено вам в длинном пути дни потерять. А ведь сегодня воскресенье. Ваши родные, отцы и матери, жены и дети идут в церковь, наверное, вас поминают в молитвах. Давайте и мы здесь в вагоне отметим воскресный день, хотя краткой молитвой. Пропоем, я прочитаю вам из святого Евангелия. Хорошо?».


Все согласились и после окончания службы он обратился с речью, в которой сказал:


«Дорогие мои! Я с вами почти неделю живу в этом подвижном доме. Видел ваши душевные качества и скажу вам правду. Пред моими глазами много было случаев, когда вы жалостливо относились к бедствующим людям, которые просили у вас приюта. Вы их устраивали у себя и даже кормили. Это доброе евангельское качество.


Видел ваше терпение, с каким вы переносите выпадающие на вашу долю лишения. И это добро, ибо без терпения нет спасения. Видел, как вы искренно и без лукавства относитесь друг к другу. И это добро, ибо из этого вырастает дружба и христианская любовь.


За все эти качества с нами может быть Христос. Но кроме этого, я видел у вас одну привычку, о которой не могу говорить без глубокой скорби. Это – постоянное употребление гнилых слов...


Знаете, кого оскорбляет эта скверная брань? Она прежде всего оскорбляет Матерь Божию, общую духовную Матерь рода христианского. Затем она оскорбляет родную матерь каждого из нас, ибо все мы происходим от одних прародителей – Адама и Евы.


Наконец, она оскорбляет нашу мать-сыру землю, ибо из земли мы сами взяты, земля нас кормит и в землю по смерти возвращаемся.


Иные произносят гнилые слова с усладой, смакуют, как жуки навоз. А иные произносят по привычке, без всякой мысли. Но как бы ни произносить их, можно ли сохранить при этом чистоту души?».


Эта речь владыки сильно подействовала на спутников, те, кто постарше, перестали употреблять в разговоре бранные слова, у тех, кто был моложе, еще иногда вылетала нецензурная брань.


Окончание жизни священноисповедника Сильвестра


Во время становления советской власти в Омске священноисповедника арестовали. Отвели в комитет, где издевались над епископом. Город в буквальном смысле загудел. Во всех храмах стали бить в колокола, собрался народ и отстоял своего пастыря. Несколько дней он пробыл в заточении, а затем его отпустили под подписку о невыезде. Вскоре Омск был освобожден от советской власти Колчаком и Сибирь стала жить по прежнему порядку. Были открыты духовные учебные заведения, беспрепятственно проходили Богослужения и люди получили небольшую надежду, на короткое время.


Когда большевики снова пришли в Омск, то уже архиепископа Сильвестра выгнали из его дома, и он был вынужден поселиться в доме священника Феодора Чемагина. Здоровье архиепископа из-за перенесения тяжелых испытаний было сильно подорвано. Он был болен раком кишечника. Болезнь быстро развивалась и он умер в 1920 году.


Священноисповедник Сильверст, архиепископ Омский, является достойным примером для современных православных христиан. Он был не только мудр, грамотен, разбирался в церковных догматах и знал, во что верует, но также отличался святой жизнью. Это был добрый пастырь, который любил чад церкви и заботился о том, чтобы сохранить их в ее ограде и вернуть тех, кто ушел в ереси или расколы.

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий. Не забудьте указать свой e-mail, и телефон для связи.