Корзина пуста

Именины по церковному календарю Трифона. Память преподобного Трифона Вятского

20.10.2022

21 октября Православная церковь чтит память преподобного Трифона Вятского. В этот же день те христиане, которые были в канун дня памяти крещены с именем Трифон, празднуют свое тезоименитство. Само имя происходит от греческого τρυφῶν, что в переводе на русский язык означает «роскошь, нега, изнеженность».


Интересно, что жизнь святого была полной противоположностью этому имени. Возможно, в этом можно увидеть отречение от удовольствия в этом веке ради будущей, вечной жизни. Или, говоря словами Христа: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мар.8:35).


Трифон родился в XVI веке у благочестивых родителей в Архангельской губернии. Когда он вырос, родители решили женить молодого человека. Трифон не имел склонности к семейной жизни, его привлекало монашество и он сбежал из дома в г. Устюг. В Устюге он жил в доме священника, которому помогал в службе и сам пребывал в постах и молитвах. Затем он перешел в г. Орлец, где жил около церкви, терпел всякие лишения, голод, холод и оттуда он перебрался в обитель на р. Каме в Пыскорский монастырь. Здесь он был принят в число монастырской братии и пострижен игуменом Варлаамом. Инок Трифон нес послушание в пекарне и не пропускал ни одной службы. К тому времени ему уже было 22 года. В монастыре он тяжело заболел, так, что не мог пошевелиться, и братья ухаживали за ним. Так он пролежал более 40 дней, плача и раскаиваясь в своих согрешениях. Но произошло чудо, явился святитель Николай, который исцелил Трифона и укрепил его быть усердным в подвиге ради Христа.


Бог дал Трифону дар исцеления от различных недугов, и чтобы избежать человеческой славы, он принял решение удалиться из монастыря в места, где его мало кто знает. Трифон поселился в районе, где сегодня стоит г. Пермь, и стал усердно подвизаться в молитве и постах. В той местности жило племя вогулов, современные манси и остяки – ханты. Племена эти были языческими и христианское просвещение в этом районе шло непросто. У остяков и вогулов для поклонения была большая ель. Они приносили туда свои приношения и подвязывали подарки на ветки. Некоторые христиане, пытаясь высмеивать такое суеверие, иногда глумились над святыней язычников, но так случалось, что после этого у них были неприятности. Вера же вогулов и остяков от этого укреплялась. Преподобному об этом рассказал один купец, который вел торговые дала с племенами.


Для того чтобы искоренить из этих мест заблуждение и помочь местным племенам обрести Жизнь Вечную, Трифон принял тяжелое решение. Он решил срубить священное дерево и сжечь его вместе со всеми приношениями, что и сделал, совершив строгий пост и молитву. Остяки и вогулы увидели это были удивлены тем, что старец уничтожил дерево, которое почитали как Бога, остался невредим. После этого случая ложная вера пошатнулась, а Трифону открылись двери для проповеди.


Но несмотря на это люди из племени и их начальники, жалея о случившемся, начали жаловаться на отшельника городскому начальству. Приказчики Иоанн и Третьяк пытались смягчить остяков и вогулов, указывая им на то, что Трифон человек святой и они сами хотели бы просить у него благословения. Но это не помогало. В конце концов случилась такая беда. Пошел слух, что черемисы собрались идти грабить Пермь. Остяки и вогулы сильно испугались, что если они найдут отшельника, то он выдаст им место их жительства. Они пришли на место, где подвизался отшельник, но не могли найти его кельи, так Бог скрыл ее от их глаз. Святой же все это время находился в своей хижине и молился. После, когда иноплеменникам было открыто такое чудо, они начали обращаться в веру Христову. Крестились дочери князей, а за ними и остальные.


Вогулы и остяки почитали святого, приносили ему мед, воск и все нужное для жизни. Трифон, чтобы не огорчать их, принимал их дары и усиленно молился о духовных чадах. Через некоторое время преподобный удалился из этих мест и основал монастырь на реке Часовой в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1580 году он основал монастырь в Хлынове на р. Вятке, где и был поставлен архимандритом. Делу просвещения старец отдавал все свои силы, любил и жалел людей, желая их обращения к Богу, к себе же относился строго, нося вериги, власяницу и пребывая постоянно в постах и молитвах.


В 1612 году преподобный увенчанный многими трудами, в глубокой старости, отошел к Господу. После себя он оставил завещание, в котором увещевал братию пребывать в любви друг ко другу и ревновать служении Богу.

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий. Не забудьте указать свой e-mail, и телефон для связи.