-
04.08.2023
Преподобный Макарий Желтоводский, новый Моисей Руси
Среди святых людей, которые жили на Руси, есть те, о предназначении которых можно было предвидеть с детства. Память этого святого церковь чтит 7 августа по гражданскому и 25 июля по церковному календарю
-
04.08.2023
Кристина или Христина – память святой мученицы
6 августа по гражданскому календарю и 24 июля по церковному Православная церковь чтит память святой мученицы Христины Тирской. -
27.07.2023
Святая мученица Иулия Карфагенская: память 29 июля по гражданскому календарю
29 июля по гражданскому и 16 июля по церковному календарю христиане чтут память мученицы Иулии
-
27.07.2023
Преподобномученик Ардалион: память 29 июля по гражданскому календарю
16 июля по церковному и 29 по гражданскому календарю православная церковь чтит память преподобномученика Ардалиона (Пономарева), в миру Александр
-
27.07.2023
Священномученик Петр Троицкий, память 15 июля по гражданскому календарю
28 июля по гражданскому календарю и 15 июля по церковному, православная церковь чтит память священномученика Петра Троицкого.
- архив новостей →
Большие храмовые иконы – значение перстосложений и жестов рук
25.09.2019
Иконография Православной церкви имеет свою символику и все ее элементы осмысливаются в контексте евангельского повествования.
Перстосложения на больших храмовых иконах с изображением Спасителя
Первое перстосложение, на которое часто обращают внимание, - когда пальцы Иисуса Христа сложены следующим образом: безымянный и средний пальцы согнуты под большой, а указательный и мизинец выставлены вперед. Такой жест можно увидеть на мозаичной иконе XII века Христос Милосердный.
Этот жест имеет риторское значение и в древние времена в Риме и Византии его использовали для того, чтобы привлечь внимание слушателей или дать им знак, чтобы они были очень внимательны к говорящему.
Естественно, человек византийского времени или современный человек, изучающий иконографию, никогда не отождествит жест так называемой «козы» на иконе Христа с дьявольским символом. Этот жест напоминает молящемуся, как и все в храме, о необходимости особого внимания к словам Спасителя.
Еще один риторский жест, который используется в иконографии Спасителя и других святых – это когда безымянный палец согнут под большой, а мизинец, указательный и средний выпрямлены вперед. Этот жест можно увидеть на мозаике X века в Фокиде в обители Осиос Лукас. Задача этого жеста – указать слушателям на оратора, на начало его речи к собравшимся, на повествование, а в некоторых случаях он может означать обвинение или порицание в зависимости от контекста.
На большой храмовой иконе Спасителя можно также увидеть другое перстосложение, когда два пальца - мизинец и безымянный - согнуты под большой, а указательный и средний выпрямлены. Этот жест интересен, так как, кроме риторского приема, имеет также значение двуперстного благословения. Но если мы обратим внимание на мозаику XIV века Константинопольского монастыря в Хоре, то там есть изображение «Искушение в пустыне», на нем двуперстный жест Спасителя обращен в сторону сатаны. Понятно, что Бог не благословляет падшего ангела, в этом контексте жест означает сильное слово, которое говорит Спаситель сатане. При искушении Христос отвечал ему словами из Писания, словно мечом поражая противника.
Еще один интересный жест, который знаком всем мамам и папам: когда они хотят приструнить свое непослушное чадо, то часто сгибают мизинец, безымянный и средний пальцы под большой, а указательный вытягивая вперед, строго угрожают им непослушному ребенку. Этот жест в современной практике отошел недалеко от древней традиции, такая конструкция сложенная из пальцев означает либо указание на что-то, либо как знак порицания.
Итак, мы рассмотрели 4 жеста больших храмовых икон, которые использовались и используются в иконографии, чтобы передать определенное послание. Сами жесты, естественно, нужно рассматривать в контексте всего образа, отдельно он может быть истолкован ошибочно.
Значение жестов рук на больших храмовых иконах Богородицы и святых
На иконах святых можно увидеть несколько жестов, которые часто повторяются, все они также имеют духовное значение и толкуются в контексте всего образа. Так, например, мы можем увидеть, что на образе Серафима Саровского преподобный часто изображается с прижатой к груди ладонью. Этот жест указывает на сердечное переживание и сокрушение святого. Вся его жизнь была наполнена молитвою и несением строгой подвижнической жизни, которая невозможна без глубокого сердечного сокрушения.
Преподобный также сильно любил людей и прощал обидчиков, что невозможно представить без глубокого сопереживания.
На одной из больших храмовых икон святитель Тихон Задонский изображается с рукой, поднятой вверх высоко над головой. Этот жест в иконографии означает призыв к покаянию.
На иконе благовещения Пресвятой Богородицы можно увидеть взаимосвязь жестов между Девой Марией и архангелом Гавриилом. Божий вестник начинает возвещать благую весть и протягивает руку в сторону Богородицы. Его персты сложены либо двуперстно, что указывает на разговор, или троеперстно - мизинец, безымянный и указательный вытянуты вперед, остальные согнуты - что говорит о начале речи и возвещении повествования. Богородица протягивает вперед одну руку с раскрытой ладонью вперед, что имеет символическое значение Ее повиновения воле Божьей, возвещенной вестником.
На большой храмовой иконе Богородицы, именуемой Стена Нерушимая, Мария стоит с поднятыми вверх обеими руками, этот жест является символом усиленной молитвы. Он также встречается в книге Исход, одной из книг Ветхого Завета, кода Моисей молился с двумя поднятыми руками о победе народа Божьего. Как только руки его опускались, соперник израильтян перехватывал инициативу в битве, поэтому ему помогали верные люди, которые поддерживали руки пророка поднятыми.
Еще один жест, который можно увидеть на больших храмовых иконах – это руки, протянутые вперед, что означает просьбу и мольбу о помощи. Этот жест часто является элементом житийной повести святого.
Комментарии
Пока нет комментариев