Корзина пуста

Крещение Господне, его отображение в церковной иконографии, комментарии древних писателей церкви и древняя история праздника

17.01.2020

,jkmifz brjyfТрадиция изображать важное историческое событие в жизни церкви Крещение Господа Иисуса Христа настолько древняя, насколько и само церковное искусство.


Иконография большой храмовой иконы Крещение Господне


Первые изображения уже есть на стенах Римских катакомб, которые датируются III веком. Они более просты, чем изображения, которые мы имеем сегодня, и составляют повествовательную основу современной иконографии. Так, например, в катакомбах Присциллы изображен Иоанн Предтеча, который совершает таинство Крещения над Спасителем.


На современной большой храмовой иконе праздника Крещения Господня мы видим в центре композиции Спасителя, Который стоит в водах Иордана, на одном берегу стоит Иоанн Креститель, на другом подающие одежду Ангелы, в ногах Спасителя изображены люди на рыбах.


На большой храмовой иконе Крещения Господня особо подчеркнуто умаление Спасителя, Его смирение тем, что Он изображается немного ниже Иоанна Предтечи. Царь и пророк Давид говорит об умалении Христа так: «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его» (Пс.8:6).


Нужно также обратить внимание на форму русла реки, которая протекает между скалами и изображает собой могилу или пещеру. Этот эффект усиливается особенно тогда, когда воды Иордана изображается в темных тонах. Так как русское слово «Крещение» созвучно слову «Крест» и происходит от того же корня, то в иконографии праздника раскрывается еще одна важная богословская деталь, которую можно увидеть в словах апостола Павла: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:3-5).


Вверху большой храмовой иконы Крещения мы также видим изображение полусферы, из которой выходил луч, он продолжается сферой с голубем и тремя лучами над главой Спасителя. Это изображение в точности указывает на историческое событие, которое описывает евангелист и апостол от 70-ти Лука: «и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь» (Лук.3:22). Так же изображалось крещение Спасителя и на древних фресках катакомб, что отличало его от других подобный, всегда изображали голубя.  


Три луча, которые находятся над главой Спасителя, говорят о важном церковном догмате – о вере церкви в Триединство Божие. Кроме того, на данной иконе эти три луча указывают на торжество происходящего. Люди стали свидетелями явления всей Святой Троицы одновременно: крещение Господа, глас с неба Бога-Отца и явление Духа Святого в виде голубя.


У ног Спасителя мы видим юношу, который плывет на больших рыбах, которые похожи на дельфинов, и старца, у которого в руках кувшин. На других больших храмовых иконах Крещения можно увидеть и других существ, которые также имеют свое особое значение. По мнению исследователей, юноша и старец олицетворяют собой два притока реки. А их изображение находит отражение в библейском тексте: «Море увидело и побежало; Иордан обратился назад» (Пс.113:3). Этот текст из псалма Давида рассказывает о событии, когда Израиль, выйдя из Египта, перешел через Красное море и через воды Иордана, словно по суше. Переходя Иордан, они входили в Страну обетованную, что было прообразом будущего и пророчески указывало на заключение Нового Завета с приходом Христа и на вхождение людей в церковь Христову, которая наследует новую землю и новое небо, получив очищение: «банею возрождения и обновления» (Тит.3:5).


На большой храмовой иконе также видим ангелов, руки которых накрыты тканью. Этот образ вошел в иконографию из византийской традиции. Ранее придворные императора при аудиенции должны были прикрывать свои руки тканью или скрывать их под одеждой. Это был знак почтения царственного величия. О Христе же сказано, что Он не просто Царь, а Царь царей и Господь господствующих. Ангелы, как Его служители, указывают на Его царственное величие и свою готовность служить Ему.


На более древних больших храмовых иконах Спасителя изображали полностью обнаженным, что особо подчеркивало Его чистоту и святость, в более поздний период появились изображения, где на бедрах Спасителя широкая повязка. Добавление этого элемента ни в коем случае не означает появление некоторого изменение в учении о чистоте и святости Спасителя. Скорее, наоборот, это акцентирует внимание на пророческих словах Исайи: «И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина» (Ис.11:5).


Глава Спасителя изображается на фоне креста, который состоит из девяти линий, что означает 9 ангельских чинов, которые служат Богу, а греческие буквы в переводе на русский язык означают слово «Сущий». В этом есть великая тайна и параллель с историей Ветхого Завета. Тот Самый Бог, Который явился в горящем кусте Моисею и послал его к народу израильскому, Тот Самый Бог, Который вывел народ из Египта в землю обетованную, Он является в водах Иордана в телесном виде и заключает Новый Завет не только с еврейским народом, но со всем человечеством, искупая его на Голгофском Кресте. И на этот Голгофский подвиг Христа указывает сам крест, на фоне которого изображается голова Сына Божьего.


Праздник Крещение Господне или Богоявление является одним из двунадесятых праздников, и большая храмовая икона этого события размещается в праздничном чине церковного иконостаса.


История праздника Крещение Господне в церковной традиции


В древней церкви праздник Крещения Господня праздновался вместе с Рождество Иисуса Христа. Но со временем, начиная от Рима, к IV веку праздники уже были разделены и их почитали отдельно.


Когда День Рождества и Крещения праздновались вместе, его называли Богоявлением, а когда их разделили, то возник вопрос, какой из них нужно называть Богоявлением. Так, например, святитель Иоанн Златоуст говорил, что называть Богоявлением нужно тот день, в который Христос явил Себя как Сын Божий публично, то есть в крещении. Блаженный Иероним Стридонский также писал, что в рождество Сын Божий явил Себя миру сокровенно, а в крещении – уже совершенно.


В восточных церквах была также традиция приурочивать праздник Крещения Господня к крещению оглашенных, от чего пошла традиция освящения вод. Иоанн Златоуст пишет, что христиане имели традицию набирать освященную воду в сосуды и приносить домой. По его свидетельству, вода не портилась не только в течение года и была на вкус свежей, как от источника, но и в течение двух-трех лет.


В русском народе также закрепилась традиция окунаться в прорубь в праздник Крещения Господня, сама эта традиция не имеет отношения к Богоявлению и считается народной.


Древние православные писатели о Богоявлении


О евангельском событии, которое церковью почитается как Богоявление, мы узнаем из чтения Евангелия от Матфея 3 глава, от Марка 1 глава, от Луки 3 глава и от Иоанна 1 глава.


Все евангелисты обращают внимание на тот факт, что Иоанн Креститель говорит о важном знамении, которое указывало на Сына Божьего, это на Духа Святого, сходящего в виде голубя, а Лука добавляет в «телесном виде». Они также говорят о гласе Божьем с неба и о небесах, которые разверзлись.


У читателя может возникнуть недоумение, зачем Христу нужно было креститься, если Он не имел греха? Даже сам Иоанн Креститель это подтверждает, говоря, что ему нужно креститься от Него. Спаситель говорит Иоанну, что таким образом нужно исполнить всякую правду, а Иоанн Златоуст, толкуя эти слова, заключает, что правда есть воля Божья, которая заключается в том, чтобы все крестились. По природе будучи Человеком, Спаситель должен был показать полное повиновение Богу.


Про отверзшиеся небеса сщмч. Ипполит Римский (170 - 235) говорит, что в этот момент некогда запертые для нас врата небесные отворились и произошло примирение видимого с невидимым. А древний писатель и апологет христианской веры Тертуллиан (III в.), говоря о голубе, сравнивал его образ с голубем, который был выпущен Ноем из ковчега и который принес масличную ветвь как символ прекращения скитаний и страданий. Поэтому, как пишет этот апологет, образ голубя, а не какой-либо другой птицы, говорит о примирении, что Бог примиряет с собой мир через жертву Своего Сына.


По объяснению Святителя Григория Паламы слово «небеса», а не «небо» имеет важное уточняющее значение, чтобы читающий понимал, что все, что принадлежит горнему миру, открыто Христу и нет ничего не принадлежащего Ему.

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий. Не забудьте указать свой e-mail, и телефон для связи.